Российский кинопром продолжает штамповать новинки быстрее, чем бабушка Ася продает пирожки в поездах межрегиональных линий. И если «Тренер», который мы обозревали на прошлой неделе и который еще пока не утратил места в прокате, можно было назвать достойным внимания, то очередное творение Кима Дружинина проиграло ему с разгромным счетом.
Кадр из фильма «Танки»
Мне накануне премьеры задавали лишь один вопрос о фильм. «Танки» — это по мотивам игры «World of Tanks»? Я, будучи преисполненным оптимизма премьеры, пафосно отвечал нечто в духе «Конечно нет, вы что? Это же про легендарные Т-34. А русские умеют снимать военное кино». Сейчас же в голове мысль: лучше б экранизировали «WoT» в стиле какого-нибудь «Джуманджи». Нет, серьезно…
Русские снимать кино о войне не разучились. Но в случае с «Танками» это касается исключительно операторской работы, за которую отвечал Дмитрий Трифонов. Он справился на крепкую 10-ку: визуально лента очень приятна глазу, натуральна и явно выделяется простотой в череде поднадоевших изнасилований физики, slow-mo, противно прорисованной графики и иже с ними. «Танки» всего этого лишены, зато наполнены природой матушки России, некоторыми военными деталями и грамотным разменом крупных и средних планов.
Кадр из фильма «Танки»
Но на этом плюсы, похоже, заканчиваются, как снег к началу апреля. Когда дело доходит до сюжета, начинаются вопросы. Режиссер Ким Дружинин положил в его основу вполне реальный факт. В 1940-м году два танка Т-34 действительно рванули своим ходом из Харькова в Москву, дабы показать вождю пролетариата Иосифу Сталину свою непобедимую надежность. Главный конструктор Михаил Кошкин, роль которого досталась Андрею Мерзликину, тоже там был. «Тридцатьчетверка» прошла непростой путь по бездорожью и доказала свою состоятельность. Правда, в Москву в реальной жизни добрался лишь один танк из двух. Но Дружинину вдруг понадобился full happy end.
Создатели фильма утверждали, что и не делали попытки воссоздать всю правду о Т-34, как было в другом фильме Дружинина — «28 панфиловцев». Да и сам пробег, в отличие от панфиловской бойни, не был подвигом — но был достижением. На его основе и постарались создать некое приключение, этакий жанр роуд-муви. Но не пересказывать правду — это вовсе не оправдание для бездарных выдумок.
Кадр из фильма «Танки»
А их тут — в широком достатке. Начиная с главной — притянутого за уши, ноги и руки конфликта. Кто отдал приказ чекисту Петру Мизулину (Антон Филипенко) не транспортировать опытные образцы танков поездом, почему он отдал такой странный приказ? Почему Т-34 не хватало полевых испытаний, если в реальной жизни Кошкин потратил на это кучу времени и осознанно шел на пробег, а не в пику высокому начальству? Но иных вариантов создать драму, воспеть энтузиазм и страсть к приключениям (или даже некий авантюризм) сценаристы, видимо, так и не нашли.
Дальше — дров больше. Еще можно понять вкрапление в сюжет немецких шпионов. Их в 1940-м году на территории СССР хватало. Не исключались и диверсии, и промышленный шпионаж. Но казачьи банды, угоняющие военные танки? Ребята, вы шутите? Нет, понятно решение Кошкина сдаться в плен, когда обрез приставлен к горлу Лиды Катаевой (Аглая Тарасова). Но само наличие таких «партизанских станиц» — большой исторический вопрос. Любопытно было бы узнать реакцию настоящего казачества на тот кинообраз, который им на скорую руку и в отсутствие воображения состряпали сценаристы. Вольные казаки никогда особо по лесам не пряталась и за свое свободолюбие иногда попадали под раздачу. Да и сама псевдостаница в фильме больше напоминает цыганский табор, а их атаман (Юрий Ицков) — настоящий цыганский барон. И единственный человек, который среди всех этих «недобитков» (по меткому выражению Мизулина) мыслит более-менее адекватно.
Кадр из фильма «Танки»
С предательством одного из водителей-механиков сценаристы, пожалуй, тоже перестарались. У этих людей все-таки были реальные прототипы в жизни. Фильм, безусловно, не цитирует историю дословно, но раз уж взялись воспевать главного конструктора «тридцатьчетверок», зачем было принижать роль всех остальных? Пущего драматизма ради? Не оправдание…
Общее впечатление, которое оставляют «Танки», — полная куцость. Визуально фильм неплох, но вопросов после него останется столько, что придется зрителю штудировать Википедию, если тема заинтересовала. Образы героев не раскрыты, хотя характеры понятны. Но даже главный персонаж Михаила Кошкина проработан ровно на хронометраж фильма. А о том, что судьба главного конструктора Т-34 была после этого пробега, мягко говоря, печальной, можно и скупо рассказать «сводкой» после финальной сцены. Между тем, «первые непобедимые» (так звучит слоган фильма) ковались в головах и металле как минимум за пару лет до показанных в фильме событий. И тогда резонно возникает вопрос: о чем же лента Дружинина? О Кошкине? Не раскрыт. О танках? Снова мимо. Сугубо об одном пробеге? Слишком много придумок на ровном месте.
Быть может, из истории не стоит делать приключения?..
Кадр из фильма «Танки»
ПЛЮСЫ
- Визуально приятное и легкое кино;
- Хорошее музыкальное сопровождение.
МИНУСЫ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.