Есть чуйка, что финал третьей части франшизы — «Лекарство от смерти» — вовсе не финал никакой. Хотя логическую точку режиссер Уэс Болл и сценарист Джеймс Дэшнер все-таки поставили — и это один из любопытных плюсов ленты. Однако у Дэшнера есть в планах написание и четвертой книги под названием «Тотальная угроза». Коль так, то с плюсом поостережемся. Ведь глубина «сваливания» подобных франшиз в псевдореальность находится в геометрической прогрессии от количества написанных и экранизированных частей.
Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти»
Кстати, об экранизации скажем лишь раз — и больше возвращаться не будем. И первая, и вторая части «Бегущего в лабиринте» хоть и имели под собой книжную основу антиутопических рассказов Дэшнера, но ни в коей мере не являлись их полным соответствием. «Лекарство от смерти» не стало исключением — и это, как ни странно, сыграло в плюс, ведь книжная история Томаса (Дилан О’Брайен) и его друзей заканчивается еще более скомканно и фактически пускает под откос две предыдущие книги. Посему со спокойной душой помечаем напротив фильма «по мотивам» и не ищем никаких параллелей.
Что же до чисто киношной составляющей, то «Лекарство от смерти» вполне укладывается в канву предыдущих двух фильмов. Логика и хронология событий не нарушена, хотя и здесь господа Болл и Дэшнер не постеснялись достать парочку голливудских клише, оживить убитых в прошлой части героев (например, Галли в исполнении Уилла Поултера), создать псевдоконфликт и так далее. Основной целью Томаса и его верных соратников — Бренды (Роза Салазар), Ньюта (Томас Сангстер), Фрайпена (Декстер Дарден) и Хорхе (Джанкарло Эспозито) — становится поиск своего друга Минхо (Ли Ки Хон). Как бы не отговаривал подростков мудрый Винс (Барри Пеппер), они все равно бросаются на пики в последний выживший город (по книге — Денвер), где свои черные дела творит П.О.Р.О.К. — организация, ищущая лекарство от «Вспышки». В П.О.Р.О.К.е работает Тереза (Кая Скоделарио), с которой у Томаса по идее должна закрутиться «love story», но эта линия прописана так убого, что даже нет смысла на ней останавливаться. Зато игры в войнушку против Дженсона (Эйдан Гиллен) и советника Авы Пэйдж (Патришия Кларксон) на экране будет сколько угодно. По дороге к П.О.Р.О.К.у Томасу и друзьям повстречается одиозный «бизнесмен»-анархист Лоуренс (Уолтон Гоггинс), который станет настоящим «роялем в кустах», добавив в фильм еще больше штампованности.
Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти»
Постоянный читатель тут вполне может вспомнить про обзор фильма «Геошторм» — на другую тематику, но с теми же проблемами. И это неспроста. Третья часть «Бегущего в лабиринте», безусловно, получилась лучше провальной второй — больше экшена, осмысленности, драйва. Но ровным счетом ничего нового в жанр она не привнесла. В отличие, скажем, от первого фильма, который дарил ощущение триллера с мрачным Лабиринтом, с чудовищными гриверами и с неожиданными сюжетными поворотами. Но затем творческий дуэт Болл — Дэшнер уверенно приплыл к тому, что мы уже видели. Где? Да, пожалуй, по большей части в «Обители зла». Дэшнеровские «шизы» окончательно превратились в зомби, П.О.Р.О.К. все больше напоминает Андерсоновскую «Амбреллу», отличие общего повествования лишь в том, что вместо горячей и харизматичной Миллы Йовович и ее брутальной команды на экране появятся Дилан О’Брайен и новая генерация актеров «постапокалипсиса».
Нет, не подумайте, это вовсе не камень в огород специалистов по кастингу. Сохранение всех действующих лиц однозначно на пользу франшизе в целом, тем более ребята и девушки со своей задачей справились на крепкую пятерку. Пожалуй, не впечатлила лишь Кая Скоделарио, хотя на фоне линии ее героини (спойлерить не станем) это не так уж бросается в глаза.
Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти»
А вот чего точно нельзя прощать в подобных вещах, так это отсутствия новизны. Уэс Болл получил то, чего не хватает многим режиссерам — книжный сюжет, который можно было вертеть в любом направлении. Благо автор книги сидел где-то в соседнем кресле и сам, надо полагать, с радостью переписывал собственные линии. Однако уже в первых сценах зритель увидит пятый «Форсаж», затем некое подобие «Трансформеров: Эпохи истребления». После чего уверенно посмотрит моменты «Обители зла» и «Дивергента» из различных частей. Для полного счастья из антиутопий не хватило только «Голодных игр» за вакцину от «Вспышки» — видимо, хронометраж не позволил.
При такой шаблонности взглядов за героев как-то совсем не переживается. Хотя «Бегущий в лабиринте…» и пытался перенять фишку «Игры престолов», убивая в каждой части по значимому персонажу. «Лекарство от смерти» этот фокус аж учетверило! И действительно, четыре главных персонажа отдадут душу то ли Богу, то ли дьяволу (тут уж кто на чьей стороне), но переживать стоит разве что за одного. Кого — зритель, очевидно, догадается сам.
И тут, пожалуй, будет уместно вернуться к открытому финалу фильма. Последняя глава книги Дэшнера поставила в истории жирную точку, хотя и полностью уничтожила смысл двух предыдущих книг. В фильме все строго наоборот. Смысл ранее отснятого и развитие событий в третьей части просто требуют продолжения. Однако, как и с «Обителью зла», «Бегущий в лабиринте» может превратиться в совершенно бессвязную эпопею, в которой конфликты и мотивация главных героев будет высасываться из пальца с чрезмерным усердием. Через это прошли многие франшизы, имеющие четыре и более частей. Сиквелы не делают их лучше — они просто собирают «кассу». И если уж захочет Уэс Болл сделать еще один фильм, который сможет повлиять на его режиссерское имя, а не только на падающий в карман гонорар, то, возможно, стоит задуматься над тем, чтобы сценарий написала другая команда специалистов…
В конце концов, с молодыми актерами всех частей «Бегущего…» прокатило же. Неизвестные имена тоже могут впечатлить и привнести что-то новое…
Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти»
ПЛЮСЫ
- старый добрый актерский состав, полюбившийся зрителю, и хорошая игра;
- общее соответствие киноконцепции предыдущих частей;
- качественно снятый экшн;
- фильм интереснее, чем одноименная книга.
МИНУСЫ
- много клише и штампов;
- ничего нового в сюжете, прямые отсылки к уже существующим фильмам подобного жанра и не только;
- смерть главных персонажей не цепляет, нет ни «вау»-, ни «ох»-эффекта от действий на экране;
- лента лучше второй части, но по-прежнему хуже первой.
Сеансы фильма «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» в большом и малом зале к/т «Беларусь», а также в к/т «Мир»
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.