Премьера даже у бывалых театралов вызывает чувство волнения. Возможно, трепет постановочной группы передается и зрителю. Но на этот раз ожидание действа было умножено необычностью сцены – спектакль «Моцарт и Сальери» проходил в малом зале Брестского академического театра драмы, где большую часть пространства занимал огромный прозрачный куб. А кресла для публики были выстроены ромбом – по сторонам многогранника. И где бы ты ни сел, обещающий свет бил прямо в глаза. Скромное место в таком своеобразном «зале» занял режиссер-постановщик Денис Федоров, надевший по случаю парадный светлый костюм.
И гениев одолевают низменные чувства
Удары сердца… Так начинается спектакль. И в кубе неожиданно появляется фигура в белой рубашке с кружевными манжетами по венской моде рубежа XIX века. Человек страдает: кошмары сменяются фрагментами прекрасной, божественной музыки, и сознание снова бросает его в мучительное состояние тревожности.
Несколько минут мы наблюдаем за «Моцартом», которому снится музыка – легенды доносят до нас, что он не работал над гармонией как другие композиторы, у гения музыка «возникала». Из ниоткуда. Но зритель обманывается – в прозрачный куб-клетку заходит Черная маска и грубыми тростями цепляет человека в белом. Движения Маски уверенные, подчиняющие себе волю спящего – так мы прозреваем: перед нами не Моцарт, а Сальери! Как же легко обмануться: спутать гения и злодея.
Нет границы между гением и злодеем – это ключ к постановке Дениса Федорова. Трагическая история Моцарта и Сальери лежит совершенно в иной плоскости – не там, где злобный палач убивает редкий талант, а там, где двух гениев, рожденных для света, одолевают низменные чувства. Все как у простых людей.
— У Пушкина нет однозначного, стереотипного изображения гения и злодея, — рассказывает Денис Федоров, — все гораздо сложнее. С высоты сегодняшнего дня я решил посмотреть на эту историю двух талантливых композиторов по-другому. Люблю копаться в фактах, стал изучать историю жизни Сальери, и он открылся для меня иначе. Сальери закончил свои дни в психиатрической лечебнице, у него была попытка перерезать себе горло. На его болезнь сильно повлияло обвинение в убийстве Моцарта.
Возможно, это был один из первых фейков в прессе. В те годы в Вене зарождался немецкий национализм, и велась борьба с засильем, как считалось, итальянских композиторов, к которым принадлежал Сальери. В конце жизни он позвал своего ученика и попросил, чтобы тот донес до людей правду. Много лет спустя, в 1997 году, в Италии был проведен настоящий суд, где рассматривались подлинные документы.
Было доказано, что Сальери ни в чем не виноват, и вынесен оправдательный приговор. Я переслушал всю музыку Сальери, которую можно найти в интернете. Как музыкант по первому образованию, могу судить: она прекрасна. Сегодня идет возрождение произведений Сальери, в его честь устраиваются фестивали в Италии. Кстати, Пушкин, вопреки расхожему мнению, говорит о двух гениях и никого из них злодеем не называет.
Сальери в постановке Дениса Федорова и исполнении Вячеслава Цыцковского – это многогранный образ крупной личности. Именно таким его описывал Пушкин. Сальери был придворным капельмейстером, его учениками стали великие композиторы – Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист. Кто при таких видимых успехах придет к тому, чтобы стать ремесленником — «поверг я алгеброй гармонию»? Кто признается себе, что зависть к таланту становится его проклятием, и ей невозможно противостоять? Только очень сильные люди.
Движение и музыка – в главных ролях
В спектакле много музыки, которая с первых… так и хочется писать «нот», играет роль отдельного значительного персонажа. В первой же сцене то ли пробуждения, то ли иного пограничного состояния Сальери музыка наших дней работает фоном для моцартовских озарений. Она чувственно передает тревожное и мучительное состояние персонажа, но что еще важнее — подчеркнуто современная, с использованием стилистики XXI века, фоновые мотивы звучат достойно рядом с известными темами Моцарта.
Создатель этой музыки – молодой композитор родом из Бреста Роман Савчук. В БАТД он уже писал музыку к двум постановкам – «Заходит андроид в бар» и к сказке «Кот в сапогах». Однако работа в спектакле «Моцарт и Сальери» – это повод запомнить имя Романа Савчука.
Еще одна значительная работа – хореография Ольги Павловской. Слов в постановке, по правде говоря, немного. Из «маленькой трагедии» Пушкина сделаны текстовые выжимки, которые мы с детства знаем. Другое дело – продемонстрировать внутренний мир человека, который стоит на пороге решающего шага. В хореографических сценах мы наблюдаем тонкое взаимодействие друзей-врагов Моцарта и Сальери.
Как люди утонченные и хорошо понимающие друг друга, они знают о любви и ненависти больше других, они понимают, что эти чувства для них неразделимы, свиты в клубок, где потеряно начало нити. Не потому что они – избранные, а потому что они имеют мужество признаться: гений и злодейство как раз две вещи, хорошо совместные. И они принимают друг друга такими: прекрасными и безобразными одновременно.
Как много у Павловской изумительных находок! Играющего на фортепиано Моцарта Сальери вдруг подхватывает на руки – соперник хочет оторвать его от инструмента, лишить возможности играть. Но даже с закрытыми глазами, вверх тормашками, в неудобной позе без тени злобы Моцарт продолжат трогать клавиши.
Или еще эпизод, когда «Маска», с которой мы ассоциируем исключительно Сальери, вдруг начинает – сначала осторожно, а потом все увереннее – захватывать Моцарта. И публика получает наглядное свидетельство: у признанного гения тоже был повод завидовать Сальери. Есть сведения, будто Моцарт несколько раз пробовался на место Сальери при дворе, но ему всякий раз отказывали.
Сто оттенков улыбки
Сцена в трактире, куда Сальери приглашает Моцарта пообедать и отравляет друга, захватывает всецело. В ней так много всяческих идей, что это действо хочется разложить на детали – а значит, пересмотреть еще не раз. Реквием Моцарта играет свою ведущую роль, технологии мультимедиа превращают происходящие в метафизическое действо, в движениях артистов угадывается некий «космос». При этом с холодной математикой продуманы детали. Обычно во вторых ролях, на первый план выходит «Маска». Широкими красивыми движениями – подчеркнуто театрально – она подает Моцарту кубок с напитком. Такой же кубок от «Черной» получает Сальери. В каком из сосудов находится яд? Сцена очень красива недоброй красотой.
Для молодого артиста Ивана Гизмонта сцена убийства Моцарта, пожалуй, стала испытанием. С четырех сторон на его гения смотрела публика и читала на лице Гизмонта обреченность и одновременно восторг от красивой смерти, ожидаемость момента и одновременно страх перед непоправимым. И при этом он несколько бесконечных минут улыбался – очень по-разному: улыбкой слабого, улыбкой мудрого, уставшего, уходящего человека. Браво!
Месяц на встречу с Пушкиным
Значение этой работы вырастает, когда знаешь, что репетиции спектакля проходили в течение месяца. Инициативу проявил международный культурный проект Правительства РФ и Министерства культуры РФ по представлению русской культуры за рубежом «Русские сезоны».
— Месяц назад мне позвонил наш художественный руководитель Александр Александрович Козак и спросил: «Денис, хотел бы ты поставить что-нибудь из Пушкина?» — рассказывает историю создания спектакля режиссер.
— Я стал перебирать материал, понимая, что сроки, мягко говоря, короткие. Вспомнил, что в свое время окончил музыкальное училище, люблю музыку, решил искать что-то в этом направлении. Участие в проекте «Русские сезоны» помогло приобрести современную технику, которая дает впечатляющие эффекты; мы купили готовый куб, играющий роль сцены. Мне хотелось, чтобы международный проект состоялся и внести свое прочтение знакомого материала.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.