17 сен / 2019
17 сен / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°

Предательство: наводим резкость. Как готовили первую премьеру Брестского театра кукол на новой сцене…

09 сентября 2019

В театре еще было трудно говорить: шум строительного инструмента перебивал голос режиссера. Но на сцене шла глубокая интеллектуальная работа. Ставили сложный, многоплановый, требовательный к душевной актерской отдаче спектакль - «Сотников» по повести Василя Быкова. На этом тексте выросли поколения. Если человек хотя бы случайно выхватил эпизод фильма Ларисы Шепитько «Восхождение», он никогда уже не забудет лиц Бориса Плотникова, сыгравшего Сотникова, и Владимира Гостюхина в роли Рыбака.

Новости Бреста

Каждый, каждый, кто узнал «Сотникова», столкнулся со страшным открытием: всего один миг отделяет добропорядочного человека от предательства. Не дай Бог оказаться в тисках нравственного выбора. Качнулся - и вот ты «предатель». Не только при жизни, но и надолго в памяти будущих поколений.

Некая степень геройства для того, чтобы ставить «Сотникова» в театре кукол, режиссеру необходима. Для этой миссии - иначе не скажешь - в Брест приехал главный режиссер Большого театра кукол Санкт-Петербурга Руслан КУДАШОВ. Это он поставил в нашем театре спектакли, которые в разные годы приносили коллективу международный успех: «Луна Сальери», «Фро» и получивший самые громкие награды на различных фестивалях «Холстомер».

Новости Бреста

«Сотников» - это выбор режиссера?

- Да, я сам предложил художественному руководителю театра Михаилу Александровичу Шавелю сделать этот материал. Потом хотел сменить, потому что он требовал трудных раздумий, длительной работы, а здесь нужно форсировать... Но меня отговорили отступать. Для меня имеет значение, что этот материал реализуется здесь - это важно для этого места, для этого театра.

В чем актуальность «Сотникова» сегодня?

- В современном мире понимание предательства стало размываться. У людей понимание того, что человек может предать, стало стираться вовсе из представления о человеческих качествах. А если это стирается, стирается что-то человеческое. Этот материал не толерантный, не благодушный, он достаточно жестокий и неприятный, но он выводит человека к сущностным вещам. Мы все понимаем, что можем оказаться на месте Рыбака, на месте предателя. Каждый из нас может вести себя достойно в жизни, которая не дает выбора. Но в какой-то момент обстоятельства могут заставить нас оступиться. Что подвигает к отступлению и что не дает совершить предательство - об этом спектакль.

Множество «военной» литературы сегодня идейно и визуально вписаны в современный контекст. Вы оставили Сотникова и Рыбака в том времени, о котором писал Василь Быков?

- Кукольный план - используются достаточно простые куклы - несет в себе пласт военного времени. Но в спектакле есть и живой план. У нас как бы идет игра в кино, игра в «озвучку» фильма. Мы видим людей, которые, условно, поднялись из зала, вышли на сцену и оказались в предлагаемых обстоятельствах. И есть план, который задала еще Шепитько в своем фильме, - это проекция на евангельский сюжет*, который тоже будет проявляться за счет видеовкраплений: зритель увидит, как на декорации проступают фрески. Эти три составляющие - современность, погружение во время литературного произведения и вневременное пространство будут, надеюсь, органично присутствовать в спектакле.

Новости Бреста

Так или иначе мы ассоциируем «Сотникова» не только с Василем Быковым, но и с незабываемым фильмом Ларисы Шепитько. В нем были прекрасные крупные планы, без которых «Сотникова» уже невозможно представить. Без слежения за изменениями выражения лиц, кажется, трудно понять, как из простого сельского парня вырастает предатель?

- Мы же «играем в кино» - человек, который выходит к микрофону, дает крупный план. В основе сценографии есть размышления о клеймах, которые повествуют о библейском житии того или иного персонажа. И в этих клеймах крупный план меняется с более мелким масштабом - эта такая игра «в кино». Я тоже не мог избавиться от контекста фильма, поэтому такие ассоциации с кинопроизведением Ларисы Шепитько будут. Мы отталкиваемся и от повести, и от фильма.

Насколько возможности новой сцены помогают реализовать задумки режиссера?

- Возможности сцены этого театра великолепны. Я посмотрел на парк световой аппаратуры и ахнул. Можно делать чудеса, были бы специалисты. Есть возможность поднимать, опускать декорации. Мы сейчас максимально используем глубину сценической площадки, чтобы пространство «дышало». Декорации к «Сотникову» не маленькие, по высоте они бы не поместились в сцену старого театра и того зала, который работал на «Востоке». Важно, чтобы все, что было задумано на первоначальном этапе строительства этого здания, использовалось. Нужны профессионалы, которые могут этим управлять.

*Фильм Ларисы Шепитько был поставлен в 1976 году. Критики сразу увидели в нем библейский «путь на Голгофу». В связи с чем чиновники от Госкино долго не хотели пускать картину в большой прокат.

Фото Андрея Рыбачука


988
0
Меня это радует (37.5%)
Мне все равно (6.3%)
Мне это интересно (50%)
Меня это злит (6.2%)


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Спектакль, который привезли на наш фестиваль, - настоящий долгожитель. Он был поставлен...
551
Разговор с критиком из Ганновера (Германия) Ниной Мазур Открытием «Белай Вежы-2019»...
513
Лучший спектакль - странный «Дядя Ваня» из Венгрии Завершился XXIV Международный...
488
«Мы можем башку оторвать от любви» На фестивале «Белая Вежа» Константин...
1103
В какой мере вам интересны грядущие выборы в Палату представителей НС РБ?







Ответить