16 окт / 2018
16 окт / 2018
БРЕСТ
18°
20°
БРЕСТ
18°
20°
БРЕСТ
18°
20°
Почему Камбербэтч назван «лучшим Гамлетом XXI века»?

22 сентября 2018

Что мы ждем от «Белой Вежи»? Нам хочется, чтобы театральный фестиваль стал дыханием свежего воздуха, прикосновением к высокому, ярким послевкусием, которое придает жизни смысл. И, наверное, странно и даже несправедливо получается, когда остаются в памяти не лучшие образцы современного театрального процесса, а поруганные специалистами растрепанные постановки. Но, по каким-то неслыханным законам бытия, именно они западают в память и еще долго заставляют крутиться мыслями вокруг своего удивительного несовершенства.

Новости Бреста

Впервые на «Белой Веже» пустились на эксперимент - показать спектакль в записи, тем более - «киношной записи», где хорошо выстроены сцены с крупными планами. Нам обещали эффект присутствия в зале лондонского театра «Барбикан», но этого эффекта, по правде говоря, не случилось. Так надо ли было смотреть Гамлета Камбербэтча на большом экране кинотеатра «Беларусь» или лучше увидеть его в домашнем кресле за компьютером?

На мой взгляд, эксперимент удался и в будущем формат «спектакль на экране» способен украсить «Белую Вежу» как некая грань фестиваля. Это действительно разница - смотреть на страдания Принца датского с бутербродом или оказаться в кругу людей, объединенных одним желанием - увидеть культовую постановку. И во время просмотра, и после финальных титров зрители рвались поспорить: Гамлет в исполнении Бенедикта Камбербэтча представился столь незнакомым, что этот новый образ хотелось уложить в своем сознании на привычные смыслы. Это желание, рожденное под впечатлением от увиденного, - очень «театрально» и могло быть использовано в традициях обсуждений спектакля.

Кстати, запись «Гамлета» тоже начинается с обсуждения. Немолодой британский журналист берет интервью у самого Бенедикта Камбербэтча. Наш Шерлок помещен в театральное пространство, где зритель может рассматривать реквизит театра, какие-то запыленные ящики, рабочий беспорядок - все это мастерски снижает градус «звездности» популярного артиста. Но главным открытием становится настоящий голос Бенедикта Камбербэтча, который зритель постсоветского пространства никогда не слышал - ведь русскоязычный «Шерлок» идет в дубляже. Голос Бенедикта - это голос высококлассного актера: с широчайшим диапазоном, «бархатными нотками», голос, в который влюбляются девушки.

Все в этом интервью направлено на то, чтобы показать Камбербэтча «живым» - сомневающимся человеком, который доподлинно не знает, кто такой Гамлет и как его играть. «Каждый раз мой Гамлет немножко другой», - не берусь за достоверность цитаты, но в этом смысле говорит английский актер. На сомнение Камбербэтча «работает» и его встреча со студентами театрального вуза: представители разных рас и народностей, они рассказывают, каким каждый из них видит Гамлета. Вся эта прелюдия совершенно прекрасна в своей неуверенности, в отсутствии штампов, в подсказке: нам предстоит увидеть растрепанное, странное и лишенное всех мыслимых законов театрального искусства действо. Это просто искренний рассказ современного человека о том, от чего ему больно.

В проект Национального театра Лондона пригласили режиссера с именем. Линдси Тернер была лауреатом премии Лоуренса Оливье 2013 года. Неизвестно, чего ожидали от обладательницы высокой награды продюсеры, но Тернер с «Гамлетом» серьезно похулиганила. Она одела шекспировских героев в современные одежды (Горацио вовсе хипстер в «клетке» с рюкзаком за спиной), переписала текст классика и, что самое фантастическое, доказала, что Гамлет - наш современник. Человек глубоко образованный гуманитарно, чувствительный к малейшим движениям души, не способный ежесекундно идти на сговор с совестью - не может существовать в сегодняшнем дне. Мы следим за постепенным разрушением Гамлета как сценического персонажа, но это просто наглядная иллюстрация гибели чистой души. Оставаясь верным идеалам, Принц датский все больше и больше вязнет в кровавых «разборках», теряет мать, друзей, любовь. Как жить, чтобы оставаться честным перед самим собой? На этот вопрос нет ответа.

Судя по репликам в интернет-пространстве, Гамлета Камбербэтча легко и где-то даже сладко критиковать. Уж очень он не похож на привычный образ принца. За американскими критиками, которые не нашли в английской постановке царской холодности шекспировского героя, потянулись и белорусские блогеры. (В целом, чем географически дальше критик от источника, тем проще выражений не выбирать.)

«Гамлет не холоден той истинно царской холодностью, которой отличается шекспировский герой», - вот главная претензия к Камбербэтчу. Герой Камбербэтча действительно кричит, потеет, страдает, истерит. «Он не по-царски эмоциональный»? Но что мы знаем об «особах»? Мы видим высокородных лишь в «роли королей», когда они садятся в дорогие машины и машут приветственно ручками. Но если Линдси решила быть искренней, ее Принц датский может и сорваться.

Так же непривычна Офелия в исполнении Сиан Брук. Любовь к Гамлету для нее не всепоглощающее чувство, а так - намек на отношения. Она - девушка сегодняшнего дня. В ее жизненном круге - не только любовь и семья, у нее есть и свое пространство. Родившись в мире больших возможностей, Офелия, скорее всего, желает стать фотохудожником. Не расстается с фотоаппаратом, подмечая все красивое, интересное. Поэтому не слишком ясно, почему вдруг девушка с большими планами на будущее лишается рассудка. Ну правда, не смерть же родителя ведет ее в мир безумства? В сюжетной линии с Офелией Линдси Тернер педалирует момент случайности смерти возлюбленной принца, но это тоже не слишком убеждает, если... если доверяться разуму, а не чувствам. Но в том-то и состоит суть эклектичного спектакля «Гамлет. Камбербэтч», что его сущность прочерчивается не в логически выверенном шекспировском пространстве. Он беспорядочно, рвано и хаотично врывается в мир чувств. Но если по-честному говорить о жизни, много ли в ней логики?

При всей растрепанности действа в нем есть какая-то непознанная целостность, которая рождает очень точное попадание в современность. Попытки расставить по местам «добро» и «зло» ничем определенным не заканчиваются. Ощущение, которое дает постановка Тернер, - и есть главная ценность спектакля. Этот «Гамлет» Камбербэтча, возможно, для будущих поколений станет отражением настроений начала XXI века: потеря гуманитарных ценностей, неясные ориентиры, утрата авторитетов и страх перед непрогнозируемым будущим.

ФОТО: Андрея Рыбачука

2696
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (100%)
Меня это злит (0%)

Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Как невозможно описать гениальную музыку, так нет слов, чтобы донести правду о новом...
849
13 и 14 октября (суббота и воскресенье) в Бресте состоится необычный проект: игры на стыке...
2346
Эксперимент пройдет 4 октября Брестский театр кукол покажет новую премьеру -...
2507
На «Белой Веже» в разные годы побывали Ростислав Янковский, Юрий Соломин, Александр...
2551
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить