20 май / 2019
20 май / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
17°
19°
БРЕСТ
17°
19°

Почему Камбербэтч назван «лучшим Гамлетом XXI века»?

22 сентября 2018

Что мы ждем от «Белой Вежи»? Нам хочется, чтобы театральный фестиваль стал дыханием свежего воздуха, прикосновением к высокому, ярким послевкусием, которое придает жизни смысл. И, наверное, странно и даже несправедливо получается, когда остаются в памяти не лучшие образцы современного театрального процесса, а поруганные специалистами растрепанные постановки. Но, по каким-то неслыханным законам бытия, именно они западают в память и еще долго заставляют крутиться мыслями вокруг своего удивительного несовершенства.

Новости Бреста

Впервые на «Белой Веже» пустились на эксперимент - показать спектакль в записи, тем более - «киношной записи», где хорошо выстроены сцены с крупными планами. Нам обещали эффект присутствия в зале лондонского театра «Барбикан», но этого эффекта, по правде говоря, не случилось. Так надо ли было смотреть Гамлета Камбербэтча на большом экране кинотеатра «Беларусь» или лучше увидеть его в домашнем кресле за компьютером?

На мой взгляд, эксперимент удался и в будущем формат «спектакль на экране» способен украсить «Белую Вежу» как некая грань фестиваля. Это действительно разница - смотреть на страдания Принца датского с бутербродом или оказаться в кругу людей, объединенных одним желанием - увидеть культовую постановку. И во время просмотра, и после финальных титров зрители рвались поспорить: Гамлет в исполнении Бенедикта Камбербэтча представился столь незнакомым, что этот новый образ хотелось уложить в своем сознании на привычные смыслы. Это желание, рожденное под впечатлением от увиденного, - очень «театрально» и могло быть использовано в традициях обсуждений спектакля.

Кстати, запись «Гамлета» тоже начинается с обсуждения. Немолодой британский журналист берет интервью у самого Бенедикта Камбербэтча. Наш Шерлок помещен в театральное пространство, где зритель может рассматривать реквизит театра, какие-то запыленные ящики, рабочий беспорядок - все это мастерски снижает градус «звездности» популярного артиста. Но главным открытием становится настоящий голос Бенедикта Камбербэтча, который зритель постсоветского пространства никогда не слышал - ведь русскоязычный «Шерлок» идет в дубляже. Голос Бенедикта - это голос высококлассного актера: с широчайшим диапазоном, «бархатными нотками», голос, в который влюбляются девушки.

Все в этом интервью направлено на то, чтобы показать Камбербэтча «живым» - сомневающимся человеком, который доподлинно не знает, кто такой Гамлет и как его играть. «Каждый раз мой Гамлет немножко другой», - не берусь за достоверность цитаты, но в этом смысле говорит английский актер. На сомнение Камбербэтча «работает» и его встреча со студентами театрального вуза: представители разных рас и народностей, они рассказывают, каким каждый из них видит Гамлета. Вся эта прелюдия совершенно прекрасна в своей неуверенности, в отсутствии штампов, в подсказке: нам предстоит увидеть растрепанное, странное и лишенное всех мыслимых законов театрального искусства действо. Это просто искренний рассказ современного человека о том, от чего ему больно.

В проект Национального театра Лондона пригласили режиссера с именем. Линдси Тернер была лауреатом премии Лоуренса Оливье 2013 года. Неизвестно, чего ожидали от обладательницы высокой награды продюсеры, но Тернер с «Гамлетом» серьезно похулиганила. Она одела шекспировских героев в современные одежды (Горацио вовсе хипстер в «клетке» с рюкзаком за спиной), переписала текст классика и, что самое фантастическое, доказала, что Гамлет - наш современник. Человек глубоко образованный гуманитарно, чувствительный к малейшим движениям души, не способный ежесекундно идти на сговор с совестью - не может существовать в сегодняшнем дне. Мы следим за постепенным разрушением Гамлета как сценического персонажа, но это просто наглядная иллюстрация гибели чистой души. Оставаясь верным идеалам, Принц датский все больше и больше вязнет в кровавых «разборках», теряет мать, друзей, любовь. Как жить, чтобы оставаться честным перед самим собой? На этот вопрос нет ответа.

Судя по репликам в интернет-пространстве, Гамлета Камбербэтча легко и где-то даже сладко критиковать. Уж очень он не похож на привычный образ принца. За американскими критиками, которые не нашли в английской постановке царской холодности шекспировского героя, потянулись и белорусские блогеры. (В целом, чем географически дальше критик от источника, тем проще выражений не выбирать.)

«Гамлет не холоден той истинно царской холодностью, которой отличается шекспировский герой», - вот главная претензия к Камбербэтчу. Герой Камбербэтча действительно кричит, потеет, страдает, истерит. «Он не по-царски эмоциональный»? Но что мы знаем об «особах»? Мы видим высокородных лишь в «роли королей», когда они садятся в дорогие машины и машут приветственно ручками. Но если Линдси решила быть искренней, ее Принц датский может и сорваться.

Так же непривычна Офелия в исполнении Сиан Брук. Любовь к Гамлету для нее не всепоглощающее чувство, а так - намек на отношения. Она - девушка сегодняшнего дня. В ее жизненном круге - не только любовь и семья, у нее есть и свое пространство. Родившись в мире больших возможностей, Офелия, скорее всего, желает стать фотохудожником. Не расстается с фотоаппаратом, подмечая все красивое, интересное. Поэтому не слишком ясно, почему вдруг девушка с большими планами на будущее лишается рассудка. Ну правда, не смерть же родителя ведет ее в мир безумства? В сюжетной линии с Офелией Линдси Тернер педалирует момент случайности смерти возлюбленной принца, но это тоже не слишком убеждает, если... если доверяться разуму, а не чувствам. Но в том-то и состоит суть эклектичного спектакля «Гамлет. Камбербэтч», что его сущность прочерчивается не в логически выверенном шекспировском пространстве. Он беспорядочно, рвано и хаотично врывается в мир чувств. Но если по-честному говорить о жизни, много ли в ней логики?

При всей растрепанности действа в нем есть какая-то непознанная целостность, которая рождает очень точное попадание в современность. Попытки расставить по местам «добро» и «зло» ничем определенным не заканчиваются. Ощущение, которое дает постановка Тернер, - и есть главная ценность спектакля. Этот «Гамлет» Камбербэтча, возможно, для будущих поколений станет отражением настроений начала XXI века: потеря гуманитарных ценностей, неясные ориентиры, утрата авторитетов и страх перед непрогнозируемым будущим.

ФОТО: Андрея Рыбачука

5832
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (100%)
Меня это злит (0%)


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Заслуженная и народная артистки РФ сыграли в спектакле на сцене ООКЦ Премьера...
1541
Это ставший уже традиционным конкурс коллективов любительского художественного...
662
11 мая 2019 года во Дворце Культуры Профсоюзов пройдет XV Международный фестиваль особых...
692
Как служба доставки берет верх над айтишником «Сережа очень тупой» - под таким...
918
Какое событие предстоящих дней привлечет ваше наибольшее внимание?











Ответить