14 окт / 2019
14 окт / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
11°
13°
БРЕСТ
11°
13°

Почему «Дядя Ваня» - лучший спектакль «Белай Вежы»?

16 сентября 2019

Разговор с критиком из Ганновера (Германия) Ниной Мазур

Открытием «Белай Вежы-2019» стал спектакль «Дядя Ваня». Постановка главного режиссера Львовского театра «Воскресинне» Ярослава Федоришина в Венгрии, совместный проект театров «Дануб Бэнд театр Вац» и «Камерный Театр Барток».

Новости Бреста

Как только распахнулся занавес, перед нами открылась настоящая картина живописи: актеры сидели, отвернувшись от публики, молча, без движения - будто для того, чтобы мы смогли насладиться моментом и услышать звук «камертона». Была дана та нота, которой поверяется шедевр. В черном пространстве, где слабо угадывалась линия горизонта, знакомые герои казались пришельцами из другой Галактики.

Герои пьют вино не из бутылей или фужеров, а цедят через трубочку, напоминающую что-то медицинское. Когда от Астрова к Дяде Ване течет красный напиток, становится жутко: кто у кого пьет эту густую темно-красную кровь? Садовая тачка прямо на глазах превращается в колесо времени. Дядя Ваня, потративший годы на иллюзии, Соня, никогда не знавшая любви, Елена, красота которой не спасет мир, Астров - спивающийся романтик... Знакомые чеховские герои... которых мы такими не знали. Могло ли так быть, чтобы Федоришин открыл их для нас заново?

Новости Бреста

- В этом спектакле нет ничего из быта, - говорит Нина Мазур, театральный критик из Германии. - Это все театр, это не реальность. Действие происходит не в русской усадьбе, а вне времени и пространства. Поэтому здесь нет привычных для человека предметов. И нет метафор. Предметы подобраны с такой уникальной точностью, что их смысл прочитает и зритель, лишенный воображения. Вот эти огромные мешки, нависшие над всем происходящим, передают тревогу публике, сидящей в мягких креслах партера. Все опасаются: когда они прорвутся, тяжелое содержимое все погребет под собой. Елена - это образ человека из другого мира. Ее античная пластика, ее таинственная лень - загадки, которые сводят мужчин с ума.

Герои Чехова вне времени - это уже было и давно стало понятным. Но играть «Дядю Ваню» в черном «космическом» пространстве, да еще и с намеком на венгерского Дядю в большой кепке и льняной рубахе... это риск оказаться непонятым.

- А знаете, Чехов всю жизнь носил на груди медальон со словами «Один в пустыне». Над этой пустыней, в которой жил этот талантливый человек, звучала вечная и прекрасная музыка сфер. Он эту музыку слышал. И какие бы перипетии ни случались, какие бы жалкие, странные, низкие поступки ни совершали люди возле него, он не переставал эту «музыку сфер» слышать. Он чувствовал высокую гармонию. Поэтому Чехов, которого не сразу признали его современники, сегодня занял место в ряду лучших умов человечества. Его пьесы ставят по всему миру - его имя стоит рядом с Шекспиром. Их величина теперь соизмерима. Хотя раньше в Европе и подумать не могли: Шекспир и какой-то русский Чехов. Он умел слышать, а мы только сейчас доросли.

Такое ощущение, что мы, зрители, наблюдаем за «Дядей Ваней» откуда-то сверху и выступаем в роли тех, кто получил право на мудрость понимать. Такие постановки, где чеховские герои погружены буквально в космос, я бы пересчитала по пальцам. И в целом, это какая-то не славянская традиция.

- Это действительно странно. Немолодой человек Ярослав Федоришин, живущий не в Париже, не в Нью-Йорке и не в какой-то другой культурной столице мира, ставит очень чувственный, с ярко выраженной сексуальностью, тонкий и масштабный спектакль. Человек, который живет в небольшом украинском, пусть и очень интересном, городе Львове, эту «музыку сфер» услышал и дал возможность услышать ее нам. На фоне каких-то вселенских смыслов развивается очень внятный сюжет - трагикомедия человеческой жизни.

Новости Бреста

Если бы вам задали непростую задачу рассказать в трех словах, о чем спектакль Ярослава Федоришина?

- Это как раз простая задача. Потому что этот спектакль с очень четкими и ясными посылами. Он о том, что Бог и есть жизнь. О недостижимости любви. И о невозможности счастья. И о том, что трагический путь - может быть как раз трагический более всего - это и есть жизнь прекрасная, наполненная смыслом. В спектакле звучит удивительной красоты музыка Фаустаса Латенаса. Она введена очень необычно. В большинстве спектаклей музыка призвана помогать раскрыть образ, дать дополнительные эмоциональные краски. А здесь она звучит контрапунктом к действию. Музыка создает самостоятельный образ гармонии, величия, чего-то большего, пока люди совершают свои жалкие, смешные, трогательные и бесповоротные поступки. Спектакль поставлен с большой любовью к людям. Федоришин нам говорит, что в жизни каждого человека происходит все правильно, все не напрасно и значительно. И если бы мы смогли посмотреть на свою жизнь - со всеми ошибками, страданиями, раскаяньями - то увидели бы удивительно гармоничный рисунок, где все детали стоят на своих, строго определенных местах.

ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕБЕРКУСА


1123
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (80%)
Меня это злит (20%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Начало в 14.00. Вход свободный 75-летие БАТД труппа решила отметить праздничным...
954
В проекте театра «Крылы халопа» В эти дни в Минске проходит международный...
1279
Моноспектакль, особенно поэтический, - это явление штучное, рассчитанное на малый зал, где...
12660
76-й театральный сезон Брестский академический театр драмы открыл комедией...
1259
Какой язык вы будете указывать (указали) при переписи как родной?






Ответить