23 сен / 2018
23 сен / 2018
БРЕСТ
12°
14°
БРЕСТ
12°
14°
БРЕСТ
12°
14°
«Черно-белое кино» по мотивам романа Чингиза Айтматова показали на «Белой Веже»

13 сентября 2018

В последнее время стала бояться самой формулировки «по мотивам произведения». С «мотивами» нынешние авторы обращаются столь вольно, что от первоисточника порой ничего не остается. «Ничего» - это значит, нет духа того произведения, которое взято за основу и на которое как на живца шел зритель. Именно так и случилось с «Плахой» Подольского драматического театра, когда автором своего сценического произведения он назвал Чингиза Айтматова.

Новости Бреста

Современная сцена часто обращается к Айтматову. Есть в его литературе и необыкновенная поэтика, и философия, и жизненная правда - все то, что способно стать хорошей основой для сцены. Но спектакль из Подольска первым делом воскрешает в памяти простую истину: если не можешь подняться до уровня классика, лучше возьми другой материал. Тексты подмосковного сценографа и «пронизанные запахом степей» строки Айтматова звучат на сцене параллельно, демонстрируют жестокий диссонанс. Понятно, что подражать известному писателю и не надо, но «параллели» должны быть сопоставимы по высоте слога и, тем более, глубине мысли. А замахивались по-крупному.

Режиссер и сценограф позиционировал свой спектакль как притчу о человеке, который стремится подчинить себе Бога и вступает в союз с дьяволом. «Плаха» рассказывает о семинаристе Авдии, «отринувшем церковные догматы и затерянном в среднеазиатской степи среди наркоторговцев». Так анонсируют свой спектакль сами постановщики. Чтобы не утратить поэтику первоисточника, в канву спектакля введен образ степных волков, который «противопоставляется заблудшим и погрязшим в соблазнах людским душам». Вот этим первоначальным замыслам - противопоставлять - спектакль отвечает полностью. У подольцев получилось такое «черно-белое кино» с делением на «хороших» и «плохих». Особенно крупными мазками даны те самые наркоторговцы, которые олицетворяют Зло. На сцене это танцевальная группа в рваных одеждах, вырыгивающая рассказы об ужасах своего падения. На их фоне «белым лебедем» (и действительно в белом!) показан Авдий, мятущаяся душа.

При всей внешней динамике - танцы, крики, бесконечный дым на сцене - действие лишено внутреннего движения. Притча, раз режиссер замахнулся на этот жанр, должна быть рассказана внятным поэтическим языком. Спектакль лишен полутонов, без которых невозможна жизненная правда. Эстетика сценического повествования кажется столь своеобразной, что трудно представить зрителя, которому он адресован.

ФОТО: Николая Чеберкуса

1338
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (50%)
Мне это интересно (50%)
Меня это злит (0%)

Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Что мы ждем от «Белой Вежи»? Нам хочется, чтобы театральный фестиваль стал дыханием...
554
На «Белой Веже» в разные годы побывали Ростислав Янковский, Юрий Соломин, Александр...
494
Нужны ли «Белой Веже» детские театры? Впервые в Международном театральном...
1065
За 6 театральных дней на сцену «Вежи» вышли 28 спектакля из 10 стран мира. Впервые на...
1238
usd 2.07 2.1
eur 2.43 2.47
rur 3.08 3.16
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить