Главный режиссер Брестского академического театра драмы Тимофей Ильевский поставил «Женитьбу» с доброй иронией: внешне изобилующий множеством смешных деталей, спектакль цепляет своим отчаянным откровением про поиски человеческого тепла. Как «читать» происходящее, режиссер подсказывает с самого начала: еще за закрытым полупрозрачным занавесом резвятся две тени влюбленных – искренние чувства людей «из народа» оттеняют комичность брака по расчету. И если поколение сегодняшних бабушек принимало это противостояние как исторический экскурс в прошлое, то нынче тема опять обретает актуальность. «Короли» не женятся по любви.
Агафья Тихоновна, 26-летняя девушка из купеческого рода, хочет выйти замуж. Ничего стыдного в таком желании нет. Тем более что у нее в активе каменный дом с флигелями, собственный транспорт и серебряные ложечки. С таким приданым она претендует на статусного жениха – не ровню, а из дворян.
Компания женихов в «Женитьбе» – самая сложная задача для постановки. У Гоголя пришедшие свататься парни разнятся капитально. А вот на сцене не каждому режиссеру удается передать разнообразный жениховский колорит. Тем более любопытно произведение Ильевского. Его женихи выписаны настолько детально, что образ каждого глубоко западает в память. Яичница – громадный грубый парень, который без сантиментов ставит «галочки», сверяя наследное движимое и недвижимое имущество невесты с заготовленным списком. Именно он, получив отказ от Агафьи Тихоновны, спокойно и с некоторым недоумением вопрошает: «Невеста дура, что ли?» И сам себе отвечает: «Но дура тоже хорошо, были бы только прибавочные статьи».
Некто Анучкин в лаковых штиблетах и сумочкой в виде таксы, с претензией на тренды и бренды, выдвигает главное требование к суженой – чтобы говорила по-французски. Самый трогательный персонаж, отставной моряк Жевакин залихватски рассказывает о своих 34 днях на Сицилии, где все итальяночки такие хорошенькие… Этот образ будто списан с сегодняшних молодых людей, побывавших в заработках… допустим, на круизном лайнере. В хорошей компании, желательно в присутствии дам, они сочно расписывают белый пароход, синее море и южных прелестниц… скромно умалчивая про боль в ногах после 12-часовой смены, душную каюту и высокомерных клиентов. Но именно Жевакин концентрирует мысль о несовпадении реальности и желаний. Не совсем юная Агафья Тихоновна мечтает собрать жениха как пазл – это про вечное: «чтоб не пил, не курил, тещу мамой называл… и красив был, и умен». Так где ж такую прелесть взять?
Гоголь не любил морали, не найти ее и на премьере в БАТД. Но послевкусие, которое непременно оставляет хорошее произведение, «Женитьба» передает: без принятия другого человека настоящим, пирамида ложных отношений обречена. Однажды она с грохотом сыпется, и этот быстрый обвал принимает карикатурные формы – как побег надворного советника Подколесина, сиганувшего из окна несостоявшейся невесты.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.