Пока в кассе Брестского академического театра драмы фестивальные билеты расходятся как горячие пирожки, мы говорим с художественным руководителем Брестского академического театра драмы, «отцом» и бессменным директором «Белой Вежи» Александром Козаком.
Об особенностях форума-2022
Александр Александрович, афиша «Белой Вежи» постоянному зрителю покажется непривычной…
– По рекомендации Министерства культуры при составлении программы придерживались принципа оставаться в рамках Года исторической памяти. Чтобы поддержать тематику, от некоторых спектаклей, достойных по художественному уровню, пришлось отказаться. Начинаем фестиваль постановкой «Не покидай меня» – трагической и трогательной истории о молоденьких девушках специальной разведгруппы 1944 года.
О географии
Помню время, когда мы, журналисты, подвергали сомнению вашу гордость за широту географии «Белой Вежи». Считалось, что это – не главное; гордиться можно только высоким интеллектуальным уровнем программы.
– География имеет огромное значение для международного фестиваля. Зритель не имеет возможности ездить по странам и смотреть постановки театров других государств. Так что география лежит в самой сути фестиваля. И потом, «Белую Вежу» мы изначально задумали как международный форум. Несмотря на вашу критику, «Белая Вежа» по-настоящему добилась этого статуса в мире и является авторитетным международным фестивалем.
Часто вспоминаю слова известного белорусского театрального критика Татьяны Дмитриевны Орловой, когда она сначала недоумевала по поводу приглашения в Брест монгольского театра, а спустя годы оценила этот выбор. Говорила: «Мы думали, что Козак привез на международный фестиваль какой-то странный монгольский театр в юрте. А потом пришло понимание: где еще мы сможем посмотреть такой театр? Разве что в самой Монголии?!» Конечно, с точки зрения европейского зрителя, театр в юрте – не совсем интеллектуальное действие. Но он душевный, любопытный.
При формировании программы фестиваля мы не можем склоняться только к интеллектуальному театру или развлекательному. Суть фестиваля – показать современный театральный процесс «на срезе». Люди, которые ищут в театре интеллектуального, эмоционального, душевного… должны объединяться, питаться друг от друга. Ну и фестиваль – не научно-методическая конференция. Театральный форум – это праздник.
Ирония зрителя по поводу географии нынешней «Белой Вежи» возможна. Но люди догадываются: представители стран, которые вдруг стали «недружественными», по разным причинам не могут приехать в этом году на фестиваль. Мы это понимаем. Но очень жаль тех контактов, которые нарабатывались годами. Надеемся, что связи, которые стали для нас важны как в профессиональном, так и в человеческом смысле, обязательно восстановятся.
О знаковых спектаклях афиши
Какие спектакли в программе фестиваля, по-вашему, нельзя пропустить?
– Мой принцип – никогда не давать рекомендации по спектаклям. По молодости сделал ошибку: посоветовал паре приятелей постановки, которые считал самыми важными. Один из них благодарил, другой – обиделся. Теперь понимаю: надо различать, зачем человек идет в театр. Каждый – за своим. Кто-то хочет увидеть так называемые фестивальные работы, когда режиссер демонстрирует свой творческий поиск. А кому-то нужно получить удовольствие после трудного рабочего дня. Что касается программы нынешнего фестиваля, она формировалась напряженно. Но нам удалось создать баланс в разнообразии драматургии (классика и современность), по жанрам зрители смогут увидеть и комедии, и трагические истории, и уличное представление.
В нынешнем году мы снова выводим на площадь постановку, на которой смогут побывать зрители фестиваля совершенно бесплатно. Это здорово – театр под открытым небом, это праздник для брестчан. В репертуаре нашего театра тоже был уличный спектакль – «Мечты о Дон Кихоте». Тогда мы были единственными в Беларуси, кто замахнулся на такой проект. Ведь посыл на площади идет другой, чем со сцены. Площадь надо любить, прикладывать много физической силы. Тогда была команда актеров, которым это нравилось. На фестивалях в Польше, Украине, где мы показывали своего «Дон Кихота», люди испытывали культурный шок. Потому что это было не просто зрелище, каким чаще всего представлен уличный театр, а настоящий спектакль со своей драматургией. Мне хотелось, чтобы площадные спектакли прочно вошли в репертуар брестского театра, у нас ведь были какие-то наработки на сей счет… Но кто-то из первых энтузиастов уволился, кто-то ушел в декретный отпуск, так идея и зависла. Тем не менее, мы не оставляем надежды сделать новый площадной спектакль.
О силе искусства
Как фестиваль повлиял на брестчан?
– Та адская работа, которую мы вместе с коллективом провели, дала эффект. В 80-е мне пришлось поработать заместителем директора по организации зрителя. Так в Брест никто, кроме украинских театров, не хотел ехать; другие республики было не заманить. Все считали: Брест – крайне нетеатральный город. Сегодня, если кто-то посещает фестиваль, первое его открытие: какой Брест театральный! По статистике, если сравнивать с началом девяностых, мы добавили в городе около 50 000 любителей театра; убедили людей, что это интересно, современно. Нас радует, что за эти годы, несмотря на бывалые препоны, народ пошел в театр. Сегодня зритель – наш самый главный спонсор, наш главный человек, для которого хочется сделать что-то хорошее, большое. Отдать свое сердце, свой разум. Звучит высокопарно, но это правда.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.