15 окт / 2018
15 окт / 2018
БРЕСТ
17°
19°
БРЕСТ
17°
19°
БРЕСТ
17°
19°
Дирижер Александр Сосновский: «Каждый раз после концерта занимаешься самоедством – нельзя ли было сделать лучше?»

08 января 2018

Кажется, более штучной профессии, чем оперно-симфонический дирижер, не существует. Набор на соответствующее отделение Белорусской государственной академии музыки происходит только раз в 4-5 лет. А когда в 1978 году Александр Сосновский поступал в Ленинградскую консерваторию, вместе с ним на три бюджетных места дирижерского курса претендовали 43 человека!

Новости Бреста

«Среди них было много маститых серьезных людей, давно освоившихся в этих стенах. Они держались уверенно, были знакомы с педагогами, некоторые за руку здоровались с профессурой. Хотя меня никто не двигал и за мной стояли только мама с бабушкой из Могилева, я все равно был уверен, что поступлю». Ну, про недостаток движущих сил Александр Петрович сказал неточно. На самом деле за него стояли горой еще какие мощные силы!

Призвание из первых рук

В первую очередь - несомненный музыкальный дар самородка. Во вторую - нескрываемая симпатия со стороны высших сил, которые так распорядились земными путями, что Сашу с юных лет замечали, обучали и передавали друг другу из рук в руки чуткие к таланту, состоявшиеся в искусстве люди.

Вначале дарование мальчика заметили в детском саду г. Могилева и посоветовали маме учить его музыке. Ребенка определили в класс баяна. Уже в детстве Саше повстречался человек, определивший весь его дальнейший путь. Магнетизмом дирижерского искусства мальчишку заразил педагог Леонид Иванов. Маэстро руководил оркестром, в котором юный школьник играл на баяне. Кумир оркестрантов пользовался колоссальным авторитетом. Он мог управлять музыкантами одним только выражением глаз и шаманить флюидами так, что не требовалась и дирижерская палочка. Его испепеляющий взгляд заставлял провинившихся залезать под пульты, его одобрительная улыбка окрыляла душу.

Ко времени поступления Саши Сосновского в музучилище Леонид Иванов уже работал там завучем и вел класс дирижирования. Сашина мечта попасть в число его учеников исполнилась.

Следующей ступенькой образования была Белорусская государственная консерватория в Минске. Под руководством учителя Иосифа Абрамиса Сосновский проучился там 3 курса. Но его неодолимо манил музыкальный олимп Ленинграда - легендарная консерватория северной столицы. И звезды опять сошлись фантастически удачно!

Поближе к корифеям

В 1976 г. в Минск приехали знаменитый композитор Тихон Хренников и дирижировавший оркестром филармонии молодой Валерий Гергиев. Целеустремленный белорус не упустил возможности познакомиться с богемным ровесником, и тот «сосватал» ему прослушивание у самого мэтра Ленинградской консерватории, отца всех дирижеров Ильи Мусина.

Получив высочайшее «добро» на поступление, Сосновский с боем выдрал свои документы у минского вуза и отправился на штурм престижнейшего учебного заведения. Принимать его в число абитуриентов ленинградцы были не должны - правила требовали законченного высшего образования. Однако это был второй в истории консерватории случай, когда в студенты попадали в виде исключения.

Первый раз сугубо по распоряжению Мусина был допущен к экзаменам выпускник музучилища из г. Орджоникидзе Валерий Гергиев.

Время интуицию Мусина подтвердило.

По выражению Александра Петровича, теперь Гергиев - целый концертный синдикат, известный как «Мариинка». Два театра и концертный зал в Питере - это все Гергиев.

Ну, а сам Сосновский - главный дирижер симфонического оркестра гостелерадио, минского концертного оркестра «Немига», главный дирижер Брестского симфонического оркестра, доцент Белорусской академии музыки.

Ленинградское консерваторское образование оправдало ожидания белорусского студента сверх меры. Шлифовал он свое мастерство под руководством известного дирижера с мировым именем Юрия Темирканова. Маститые авторитеты щедро делились богатейшими закромами профессиональных тонкостей. Не попав в непосредственные ученики к Илье Мусину, Сосновский, как и студенты всех остальных педагогов, старался не пропустить ни одной мусинской лекции, благо тот разрешал приходить всем желающим. Так наш земляк воспринял дирижерскую школу Ильи Мусина из первоисточника. Что же привнес знаменитый дирижер ХХ века в довольно туманное дело управления оркестрами?

Как с восторгом отзываются его бывшие студенты, питерская школа систематизировала гармонию и создала структуру восприятия и управления музыкальным исполнением, научила различать в цельном музыкальном произведении содержащуюся в нем «схему» знаков препинания. «В музыке есть запятые, тире, двоеточия, вопросы, ударения», - учил будущих дирижеров Илья Мусин. А ты, дирижер, вместе с музыкантами поэтапно проведи все это через закоулки живого исполнения!

Причем, как говорит Александр Сосновский, размахивание руками - последний по важности штрих дирижерского мастерства. Штучная профессия дирижера требует целого комплекса специфических музыкальных способностей. Личностные качества дирижера, особое устройство умеющих осязать музыку мозгов - все идет в дело.

Новости Бреста

Высокий спрос

Как вся эта блестящая теория работает непосредственно в практике Александра Сосновского? Так же, как музыка: с подъемами, спадами, напряжением, воодушевлением, ожесточением. «Каждый раз после окончания даже самого успешного концерта ты приходишь домой и занимаешься самоедством. Спать невозможно, потому что в голове ворочается анализ: что ты сделал не так, нельзя ли было лучше? Ведь на все сто процентов ничего исполнить невозможно. Хоть я с моим опытом уже многое предвижу заранее, все равно случаются ситуации, когда что-то идет не так, как требуется. При этом дирижер должен заряжать музыкантов своим позитивным состоянием. Посылать заряд и получать ответ - самый большой кайф. Но не всегда же находишься в безупречной форме.

К счастью, тут выручает музыка. Даже когда я изначально пришел не в лучшем настроении, с первым вступлением оркестра от музыки идет целительная сила, которая реанимирует любые недомогания!»

Распознать в Сосновском по его внешним проявлениям отличника и везунчика непросто. Тем не менее, его биография сияет успехами. И среднюю, и музыкальную школы мальчик Саша закончил круглым отличником. При выпуске из музучилища получил красный диплом. В Минскую консерваторию прошел вне конкурса, в Ленинградскую - по привилегии таланта.

А когда Сосновский учился в Питере на 3-м курсе, позвонил его минский педагог Иосиф Абрамис. К тому времени он уже был главным дирижером музыкального театра. Попросил бывшего ученика приехать и огорошил его приглашением назавтра продирижировать оперетту «Сильва».

В силу молодости и самоуверенности студент не моргнув глазом согласился. Он не знал, что в зале сидела целая комиссия, призванная утвердить начинающего дирижера на работу в театре. В итоге студент был принят и целых два года ездил из Ленинграда в Минск управлять оркестром. Потом ездил еще на два трудовых фронта. Параллельно мобильный «фигаро» дирижировал оркестром музыкальной школы при минской консерватории и вел полставки дирижерского класса у консерваторских студентов.

Так что удивляться теперешнему образу жизни Александра Петровича, который совмещает руководство двумя минскими и брестским оркестрами, не приходится. «Тогда был получен такой опыт, - говорит Сосновский, - что положил задел на всю дальнейшую жизнь. Тут главное разобраться в голове. У меня сохранился ежедневник того времени, сейчас читаю и думаю: «Боже мой!» Там по минутам расписаны самолет, театр, моя учеба, мое преподавание, поезда, репетиции».

После окончания питерского вуза Сосновский проработал в минском музыкальном театре 25 лет. Правда, был в этом стаже перерыв, когда маэстро один сезон дирижировал оркестром в Новосибирске. Тогда творческая атмосфера в минском театре так накалилась, что из него вместе с Сосновским поуходили многие артисты и музыканты. Через год, когда сменился директор, сибирского беглеца попросили вернуться обратно. Что он и сделал, прослужив на поприще оперетты еще 14 лет. Но в 2006 году, когда его позвали управлять концертным оркестром «Немига», Александр Петрович не упустил возможности начать новую страницу творческой деятельности. Сейчас он также дирижирует симфоническим оркестром Белтелерадиокомпании.

Музыка по полной программе

Симфонические оркестры - престижное достояние культурной жизни. Брест может гордиться творческим уровнем местного академического коллектива, но есть пожелания по его составу. Назревшей задачей к 1000-летнему юбилею Сосновский считает переход полставочного оркестра на полную ставку. При нынешнем половинном статусе в этот коллектив даже невозможно распределить выпускников академии, ведь им надо обеспечивать полноценное рабочее место. А у большого, полностью укомплектованного симфонического оркестра вышли бы на новый уровень и творческие возможности.

Тем более важно иметь в пограничном городе достойный гордости симфонический оркестр, что здешняя публика воспитана классикой фестиваля «Январские музыкальные вечера». Но, поскольку любителей высокой музыки не так много, программу концертов с оркестром приходится менять часто и продумывать тщательно. Александр Петрович не без гордости говорит о том, какая богатая нотная библиотека создана его стараниями при брестском театре драмы. Каждый раз, приезжая на репетиции и концерты, столичный дирижер привозит новую порцию нот. Здесь они распечатываются и остаются пополнять собрание музыкальных сочинений, очень облегчающее жизнь музыкантов. Теперь нотное собрание сочинений театральной библиотеки не уступает сокровищницам столичных музыкальных театров. Как шутят брестские оркестранты, на данный момент в их активе скопилось около полтонны нот.

Хоть дирижер имеет дело с тонкими полутонами и нюансами, постоянное огромное напряжение профессионалу обеспечено. Симфонии и сюиты у маэстро выстроены в памяти так, что можно не заглядывать и в партитуру. Выстроить же действенную связь с оркестром, извлечь из каждого музыканта его творческий максимум - задача посложнее. А всем вместе прочувствовать и воплотить музыку в ее наилучшем исполнении - зашкаливающая ответственность. И колоссальный стресс, если вдруг примешиваются нештатные ситуации.

«На одну из годовщин Чернобыля брестский оркестр должен был исполнять «Реквием» Моцарта совместно с минской капеллой «Сонорус». По времени минчане приехали впритык к концерту, и нам пришлось выходить к публике через час после единственной репетиции. Честно сказать, это был огромный риск, граничащий с авантюрой! Но у нас было огромное желание справиться! От стресса мозги работали четко, как часы. Я знал, что завалить Моцарта не имею никакого права и никогда бы себе этого не простил. И концерт прошел успешно!

Зато после концерта я упал на койку в полном опустошении. Было состояние, когда не хотелось ни есть, ни пить, ни шевелиться. Иногда происходит такая отдача всех сил, что не остается никаких ощущений, и кажется, что в тебе не осталось даже крови».

Зарядиться тишиной

А для восстановления сил у повелителя звуков есть две отдушины. Первая - общение со студентами в Академии музыки, где маэстро преподает уже 34 года. Обучая молодежь, мастер учится у них сам: «Я вижу в них свои недостатки. Значит, что-то не донес, не объяснил. Идет взаимообмен, и потом это помогает мне в работе с оркестром».

Вторую отдушину музыкант находит в природе. При любой возможности вырывается из каменных джунглей на дачу в Пуховичском районе. Там - речка, рыбалка, тишина, тонкие шорохи покоя. Тут властитель муз вспоминает, что по натуре он - человек не публичный. Любит камерную обстановку, закрытые шторы и неяркий свет стоящей в углу лампы. Но в партитуру жизни вступает путеводная звезда музыки, и выводит на свет софитов, и раскрывает душу навстречу сотням устремленных на сцену глаз. Одним словом - магия...

ФОТО: Николая Чеберкуса

2374
0
Меня это радует (60%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (40%)
Меня это злит (0%)

Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
В этом году праздник украинской культуры приурочили ко Дню матери, который отмечается 14...
917
Принципиальный композитор, автор знаменитых песен «Малиновка», «Потолок...
4444
Классические гитары, скрипки, арфы, гусли, колесные лиры, контрабасы, балалайки,...
5219
Дань памяти одному из символов советской и российской эстрады, ушедшему из жизни 30...
4114
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить