Проект "Вечерний фильм"
07 октября 2018
Кадр из фильма «Веном»
К единому мнению зрители и кинокритики в этот раз не придут точно. Самый ожидаемый фильм осени (без шуток - рейтинг ожидания реально зашкаливал!) наверняка не стоил тех восторгов, которые раздавались заранее. Примерно как бой Макгрегора и Нурмагомедова - много шума, мало дела. Но можно ли считать творение Рубена Фляйшера провалом? Критики считают, что да. Автор этих строк, рассуждающий с позиции рационального зрителя, не согласен.
Прежде всего - канон. И вот тут уже нестыковочки. Во-первых, какой из комиксных «Веномов» ближе к фильму Фляйшера? Логически - тот, что вселился в Эдди Брока, являющегося и главным героем этой ленты в исполнении Тома Харди. Но в комиксах не шло речи ни об опытах на людях, ни о жизненных принципах Брока. Каноничный Веном был злейшим врагом Человека-Паука и напрямую связан с Дэдпулом - франшизы этих двух супергероев уже давно обретаются в списках киновселенной «Marvel». Но фильм 2018 года - явно вне этой системы, о чем, кстати, заявлялось официально. Отдельное кино с отдельным сценарием. И лишь различные узнаваемые персонажи из комиксов вроде самого Брока, его возлюбленной адвокатессы Энн Вейинг (Мишель Уильямс) или психопата Клетуса Кэссиди (он же Карнаж) в камео Вуди Харрельсона после титров. Плюс новые лица: ученый-богатей-фанатик Карлтон Дрейк (Риз Ахмед), которого дополняет симбиот-клинтарец Риот, совестливый доктор Дора Скирт (Дженни Слейт) и... собственно, прочая массовка. К этому еще вернемся.
Кадр из фильма «Веном»
Итак, отдаление от канона породило целый ряд неудобных вопросов, начиная от того, как Карлтон Дрейк сумел запустить пилотируемые людьми корабли в далекий космос (и как они оттуда вернулись), и заканчивая тем, почему такой классный репортер, как Эдди Брок, внезапно оказывается таким тупым и недальновидным. Почему сам Веном не убил своего нового «хоста»? Какова мотивация их вражды с Риотом, вселившимся позже в Дрейка? По правде говоря, напомнило все это высосанную из пальца мотивировку вражды Автоботов и Десептиконов в «Трансформерах». Одни хорошие, другие плохие - ну так, из-за внутренних разногласий. Большего выдумать голливудским сценаристам, видимо, уже не суждено, даже работая в четыре головы.
Еще одна важная деталь - в переосмыслении. Веном, как и сам Брок, всегда был персонажем сугубо отрицательным - что в комиксах, что в ленте «Человек-Паук 3: Враг в отражении» (2007) Сэма Рэйми. Но Эдди Брок от Тома Харди - чистой воды американский патриот, борец за правду и все такое. Его симбиот внезапно готов воевать с собратьями и оставаться единственным представителем своего вида на Земле с диковинной формулировкой: «Там я был неудачником, а здесь мы можем делать все, что захотим». В общем, если вы все-таки адепт комиксов, вам будет еще неудобнее смотреть новый «Веном».
Кадр из фильма «Веном»
Теперь, собственно, к фильму. Он как раз уложился где-то между уже упомянутыми «Дэдпулом» и «Человеком-Пауком» в различных вариациях. Герой Харди явно уступает герою Рейнольдса по части комичности. Низкопробных шуток тут меньше, смысла - больше, да и «четвертую стену» никто вроде бы не ломает. «Веном» рассчитан на ту же публику, что и «Человек-Паук». Но все-таки дуэт симбиота и человека - штука более мрачная. И потому остается нераскрытой в полной мере - из-за рейтинга PG-13. Хотя, наверное, посмотреть, как Веном будет складывать «отдельно тела, отдельно бошки», хотели бы многие зрители. Из чистого любопытства.
Том Харди в образе Брока и правда хорош - это отмечали многие еще по трейлерам, и кинолента не разочаровала. Харизматичный типаж дополняется умением менять свое поведение: от твердолобого журналиста до наивного простачка и пугливого законопослушного гражданина. О юморе можно рассуждать долго, в зависимости от вкусов, но автору этих строк в процессе просмотра ничего не резануло слух. Хотя, возможно, посыл «всем смеяццо» сценаристы закладывали чуть чаще, чем реагировал на это зал.
Теперь к тому самому вопросу актерской массовки. Начиная с главзлодея, «Веном» скатывается в область плинтуса. Ахмед - совсем не тот актер, чтобы на его образе выстраивать самого ужасного человека на планете. Соединившись с Риотом, Дрейк, конечно, опасен. Но в своем обычном обличье запросто огребает от такого же обычного Брока на раз. В общем, на финальную дуэль смотреть практически неинтересно. Даже Карнаж, вселившийся в Кэссиди, обещает во второй части более увлекательное зрелище.
Других актеров на экране словно нет. И в этом плане «Веном» - крайность от противного. В «Мстителях: Войне бесконечности» героев было слишком много. У Фляйшера - слишком мало. И даже звездная Мишель Уильямс волей сценария не западает в душу. Свои деньги отрабатывает, но не более - не нашлось для нее более значимой версии. Подружки Тони Старка и Питера Паркера могут тихо посмеяться в сторонке. А про других героев «Венома» - и вовсе скупое молчание.
Кадр из фильма «Веном»
Так за что же уничтожают фильм кинокритики? За несоответствие канону? Справедливо. За банальный сценарий? Нельзя не согласиться. За отсутствие креативных ходов и твистов? А их действительно нет! «Веном» получился слишком обычным для супергеройской вселенной. Неважно, что он - за пределами КВМ. Важно то, что сейчас кинорынок перенасыщен лентами от «Marvel» и «DC Comics». Пипл хавает активно, но и оценки тоже раздает с неменьшим рвением. И, по идее, каждый следующий фильм должен привносить что-то новое. Независимо от того, в тесной он связке с остальными франшизам или нет. «Веном» в этом плане откровенно не дотягивает.
Но все-таки есть в этой ленте что-то такое, что заставит пересмотреть творение Фляйшера через какое-то время. Возможно, под другим углом. Что именно - пока неясно. То ли это тот самый отход от канона, когда злодей становится героем. То ли заброшенная на будущее удочка с Карнажем-Кэссиди. То ли истерический внутренний смех от переживаний Венома по поводу еды. Чем-то этот фильм все же цепляет. И потому назвать его провальным нельзя. В конечном счете, зритель не спешил покидать зал уже на титрах...
Кадр из фильма «Веном»
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ