На сей раз любящая героев спорта кинокомпания «ТриТЭ» обратилась к теме больших шахмат и их высоколобых гроссмейстеров. Хоть по сюжету действие раскручивается вокруг конкретной чемпионской серии, главный интерес фильма обращен на личности участников матча. Это – реальные, известные всему миру шахматисты Виктор Корчной и Анатолий Карпов. Оба почти одинаково сильны в гроссмейстерских способностях, но по-настоящему полярно противоположны в человеческих качествах и усвоенных ценностях. В ходе затянувшегося на три месяца поединка на Филиппинах разворачивается противостояние хорошо воспитанного Карпова и его мефистофельски злокозненного противника Корчного. Спортивная история знает немало примеров, когда реальный гроссмейстер изощрялся в способах вывода из строя своего соперника по доске, например, больно пиная его под столом ногами.
Тем не менее, ни в жизни, ни в фильме этот герой не воспринимается настоящим злодеем. Играющий его роль Константин Хабенский вполне обеспечивает образу Корчного и своеобразное обаяние, и зрительское сочувствие. Рожденный в довоенном советском Ленинграде мальчишка пережил блокаду, а в шахматы учился играть в бомбоубежищах. Характер у бедолаги сложился на редкость неуживчивый, и очередной конфликт с властями подтолкнул его к просьбе политического убежища за границей. Тонкие психологические нюансы этой невротичной личности артист передает с высшим профессиональным мастерством на грани творческой магии.
Анатолий Карпов в исполнении Ивана Янковского – личность цельная и морально устойчивая. Но и тут кино не погрешило однобокостью, живописуя проявления строптивой колючести в особо ответственные моменты. Кстати, поныне здравствующий гроссмейстер Анатолий Карпов участвовал в создании «Чемпиона мира» в качестве консультанта.
Одним из главных центров картины является собственно игра в шахматы. И вот тут зрителей поджидает подлинный ликбез. Поединок профессионалов доски и фигур требует умения как можно дальше просчитать варианты ответного хода противника, одновременно подобрав в уме свои возможные ответные ходы. Как сказал один мой знакомый кандидат в мастера спорта, он на своем уровне может продумать партию на пять ходов вперед, а настоящий гроссмейстер – почти до двадцати «шагов». На экране этот процесс образно обыгран неожиданно всплывающими схемами разветвляющихся извилин, что символизирует выражение из шахматного словаря – «дерево перебора». Это еще раз помогает осознать, почему игра в шахматы получила статус вида спорта. Как и в других соревновательных видах, здесь тоже задействованы «мышцы», но только тончайшие и невидимые.
Кипят в шахматном спорте и страсти. Специфика не требует подбадриваний криками «Шайбу!», но есть свои секреты. Изматывающие мозговые поединки требуют максимальной концентрации, и такого рода уязвимостью пользуется киношный Корчной. Для выведения соперника из равновесия в первые ряды зрительного зала подсаживаются разные шаманствующие личности, чьи странные «чары» как минимум действуют на нервы. Кинополотно насыщено забавными сценами с участием советских спортивных чиновников, великолепными пейзажными панорамами, компьютерными аппликациями поединка гигантских «коней» и «слонов».
А в конце фильма вместе с чемпионом Карповым зритель погружается в торжество трудной победы. И покажите мне того человека, которому тут же не захочется достать с пыльной полки домашнюю настольную игру, и вообще поразмыслить, как он выстраивает свои позиции на игровом поле жизни.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.