Так исподволь начинал свой путь к будущему творчеству известный сценарист и режиссер Леонид Гайдай. 30 января ему исполнилось бы сто лет. Творческий человек живет своими творениями, а комедии Гайдая не то что не вышли, как говорится, в тираж, но почти не устарели. Правда, не все. Успеха и всенародной славы режиссер добился, выпуская комедии с искрометным юмором и головокружительной эксцентрикой. Однако затем чиновники от киноискусства «назначили» Леонида Гайдая главным советским сатириком и вынудили экранизировать комедийную литературную классику. На этом поприще у него две удачи – экранизация пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» (картина «Иван Васильевич меняет профессию») и комедия по рассказам Михаила Зощенко «Не может быть!».
С удивительным единодушием и критики, и зрители считают лучшим периодом в творчестве Леонида Гайдая «золотое» десятилетие 1965-1975 годов. Именно в этот период были сняты лучшие фильмы, среди которых шедевры: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука». Как нам известно, в антагонисты симпатичному очкарику-студенту Шурику режиссер со сценаристами выбрали давнюю находку Гайдая – троицу криминализованных бездельников Труса, Балбеса и Бывалого. Соответственно – Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов. На экранах они засветились еще в 1961-м году в короткометражных лентах «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики». Из картин о Шурике в народ ушли емкие фразы типа «На кошках тренируйся!» и песни «Постой, паровоз» и «Песенка о Земле» Арно Бабаджаняна. Но хитом и в музыкальном, и в афористичном смысле стала, конечно, комедия «Бриллиантовая рука». Примечательно, что сюжет для картины режиссер взял из статьи в газете «За рубежом». В ней рассказывалось о том, как контрабандисты переправляли через границу ценности в медицинском гипсе.
Как вспоминают артисты, работавшие с Леонидом Гайдаем, режиссер позволял актерам импровизировать на съемочной площадке, придумывать шутки, не требовал строгого заучивания ролей. Он был убежден: комедии многословие только мешает, диалоги должны быть короткими и емкими, а действие стремительным. Практически во всех картинах он использует элементы детектива, везде в том или ином количестве и качестве выступают персонажи, которые не в ладах с законом. Они придают сюжету динамику и остроту, а зритель ценит возможность вдоволь посмеяться над устрашающим Бывалым, не говоря уж о его подельниках-недотепах. Так, с помощью смеха режиссер развеивал обывательские страхи перед представителями криминала. Иных очень патриотических лент того же периода уже нет и в помине, а комедии Леонида Гайдая телевидение демонстрирует до сих пор.
Леонид Гайдай ушел из жизни в ноябре 1993 года. При жизни он стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых (1970), народным артистом СССР (1989). Кинокартины режиссера в совокупности за все время их проката в кинотеатрах посмотрели более двухсот миллионов человек. Это без малого все население Советского Союза, включая младенцев.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.