Казалось бы, что нам до той Москвы, кроме геополитических ухищрений, однако примерно в то же время, как прошла премьера в российской столице, и в Бресте желающие получили возможность посмотреть этот, наверное, долгожданный фильм. Правда, большого зала в самом большом кинотеатре под показ не отвели, обошлись камерными рамками VIP-зала «Беларуси», да и время сеанса не очень подходящее для рабочих будней (16:10, 15:50). Но кто очень хотел, тот, наверное, посмотрел.
Как известно из новейшей истории, именно публикация повести Солженицына с «благословения» Никиты Хрущева в журнале «Новый мир» открыла прежде закрытую тему ГУЛАГа в СССР. Изначально повесть называлась «Щ-584» (номер заключенного в лагере), но редактору Александру Твардовскому заголовок не понравился, и получился «Один день…». Как говорил белорусский классик Владимир Короткевич, замысел – от бога, издатель – от дьявола. По мысли автора текста, образ заключенного Ивана Шухова – это символ всего невинно посаженного русского народа, воплощающего в себе беззащитность и находчивость, трусость и самопожертвование, и ошеломляющее признание главного героя: здесь, в лагере, лучше… Имеется в виду, чем на свободе. А на свободе 1951 год.
В лагере, он для «политических», ничего не происходит. Иван Шухов почти отсидел свою «десятку», через полторы недели уходит на волю.

В повести три ключевых момента: маленькие хитрости заключенного, чтобы хоть с какими-то удобствами добыть остаток срока; ударные трудовые будни на строительстве оборонного объекта; споры о жизни и политике. Спорщиков трое: простоватый Иван Денисович, баптист и бывший морской офицер. Баптист склоняет Ивана к тому, что все от Бога, в том числе и лагерь. Моряк с военной прямолинейностью выступает за советскую власть, но с верховенством Закона. Иван Денисович всем верит и почти соглашается, но в мыслях лишь одно – благополучно досидеть и рвануть к дочерям.
Превращая драму идей, созданную писателем, в кинодраму, режиссер Глеб Панфилов оставил только маленькие хитрости лагерника и ударную лагерную трудовую вахту. И это стал уже не Иван Денисович Солженицына. Может, потому и сказано в титрах скромно: «по мотивам рассказа…». Дискуссии в фильм не вошли, и не стало в нем характеров, кроме, конечно, главного героя. В силу тусклого течения событий и зимней поры, картину вполне можно было сделать черно-белой.
Основное несомненное противостояние в фильме пролегает между осужденными и охраной. Да и то вертухаи начинают понемногу благоволить к охраняемому ими контингенту. Но это не совсем верно исторически: заигрывания с заключенными начались после смерти Сталина, в 1953 году. Конечно, кинодрама не претендует на историческую правду. К тому же, полной правды о работе правоохранительной системы того периода мы не знаем до сих пор, и неизвестно, узнаем ли вообще. Во всяком случае, появившаяся несколько лет назад информация о том, что в тридцатые годы прошлого столетия в СССР было официально зарегистрировано более десяти миллионов секретных сотрудников НКВД (стукачей), россиян шокировала. Но ненадолго.

Фильм превратился в драму одного героя в обрамлении немногословных статистов из числа заключенных и сотрудников лагеря. Шухова играет Филипп Янковский. С ролью, как мне представляется, справился. Правда, в отличие от книжного Ивана Денисовича, укорененного в физический труд крестьянина, пытающегося понять необъяснимое, Шухов в трактовке режиссера и актера не столько доморощенный философ от сохи, сколько мастеровитый каменщик с повадками Иванушки-дурачка. Знаток скажет: в реальной зоне таким простакам выжить нелегко, тем более десять лет. Однако чисто внешне Филипп Янковский на типаж лагерного мужика похож. Как говорил в интервью сам артист, чтобы войти в образ, он перестал умываться, отрастил ногти и спал на нарах. Из-за того, что актер почти всегда был в рукавицах, на ногти зритель, наверное, не обратит внимания, а вот неумытость с недобритостью на лице просматривались.
Ради усиления киношного драматизма Глеб Панфилов в сценарии расширил событийный ряд. В фильме появилась сцена знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, неравный бой артиллерийского расчета сержанта Шухова с немецкими танками, недолгий плен с удачным побегом, вердикт прифронтового чекиста о десяти годах курорта на Колыме. Фильм эти добавки, возможно, оживили, но образ бесправного и невинного человека, так и не понявшего – за что посадили? – непоправимо искажен.

С точки зрения не драматургии, а изобразительного ряда, к создателям фильма претензий практически нет. Не удивительно, ведь Глеб Панфилов – признанный мастер кино, поучивший немало призов и премий. Даже первый полнометражный фильм режиссера «В огне брода нет» (1967 год) получил главный приз кинофестиваля в Локарно (Швейцария). Надо сказать, что предыдущая работа 87-летнего мэтра, снятая в 2006 году, была тоже экранизацией Александра Солженицына – «В круге первом».
Я был в VIP-зале «Беларуси» в субботу. Для просмотра такого фильма кресла слишком мягкие. Но хорошо, что звук «долби» не даст уснуть. А зрителей было целых тринадцать человек, несмотря на то, что фильм трудный и билет стоит 9 рублей. Причем пришли в кино преимущественно молодые люди. Зачем? Чтобы узнать, как было? Или – как будет?..
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.