Вопрос от «Вечерки» Алексею Рязанцеву: Алексей Анатольевич, почему многие ленты «Мосфильма» доходят до Бреста в лучшем случае с большим опозданием? Например, фильм «Праведник» 2022 года мы до сих пор еще не увидели даже на афише. Хотя в прошлом году заключено соглашение между Брестским облисполкомом и студией «Мосфильм», согласно которому фильмы патриотической направленности будут предоставлять брестчанам для допремьерного показа. Тем более что действие фильма происходит на белорусской земле. И нам бы эту киноленту как раз в первую очередь!
А.Р.: Сегодня кинематограф выведен из-под прямого государственного управления. И съемки, и прокат осуществляют, как правило, частные структуры. В России существуют более тридцати продюсерских организаций и шесть основных компаний. И при том, что сам «Мосфильм» – это, безусловно, государственное учреждение, то, что снимается на студии, не всегда является ее собственностью, и «Мосфильм» зачастую не является правообладателем своих кинолент. Однако, могу подчеркнуть, что все картины, которые выпускаются при содействии, сопродюсерстве или участии в продвижении компании «КарроПрокат», все эти фильмы у вас в Бресте есть.
Что касается фильма «Праведник», у ленты была непростая судьба на выходе и в России. Дело в том, что одну из главных ролей сыграла актриса, которая в 2023 году высказала позицию, диаметрально противоположную интересам страны, и тем самым подвела большое количество людей и всю съемочную группу. Кино – это ведь коллективный процесс, очень долгий, трудоемкий, финансово затратный. Зачастую государство, помогая выпустить кино, дает всего 30-50 % невозвратных средств. Остальное должен найти продюсер, который за эти деньги отвечает перед инвесторами. И когда вдруг выясняется, что в картине снялся человек, который поддерживает в конфликте чужое государство, возникают проблемы. Если у тебя такая позиция, спрашивается, зачем надо было сниматься в патриотическом кино и подводить коллектив, в котором ты работал…
Слава Богу, картине дали выйти в России, ведь сам фильм замечательный, он, кстати, собрал в России порядка 600 миллионов рублей. С финансовой точки зрения – это хит, почти блокбастер. Это тем более удивительно, что перед нами кинолента на военную тему, и притом такую сложную – спасение евреев, вывод их из зоны оккупации. Но белорусская сторона отнеслась к фильму еще строже, посчитав, что высказывания актрисы противоречат ценностям и принципам, которые лежат в основе этого святого фильма. И не стали приобретать ленту для проката. Однако фильм был показан по российскому телевидению, его можно найти в интернете на онлайн-платформах. И хотя в белорусских кинотеатрах не было проката, фильм все-таки можно посмотреть.
Вопрос от коллег к Игорю Угольникову. Как Вы относитесь к новым лайв-экшн адаптациям и ремейкам на классику? Стоит ли браться за перелицовку классической анимации и фильмов, которые любят и ценят в оригинале?
И.У.: Фильмы пусть будут разные – и старые, и новые, и ремейки, но главным посылом при постановке должно быть стремление донести до зрителя основные принципы, на которых строится человеческая жизнь. И в этом смысле хочется, чтобы было более трепетное отношение к человеку – и молодому, и пожилому. Надо продумывать сценарные ходы и их исполнение, чтобы не навредить душе зрителя. Можно снимать во всех жанрах и на любую тему – но пожалейте душу человека, не надо трепать ее ради коммерческого успеха.
Вопросы от «ВБ» Игорю Угольникову. Нам сегодня очень не хватает мастеров, и не только в кино, но и во всех сферах жизни. Вы много общаетесь с молодежью. Как уже признанный мастер, поделитесь мыслями: как воспитывать школьников и молодежь, чтобы через несколько лет получить молодых специалистов, которые смогут создавать каждый в своей сфере если не шедевры, то хотя бы свежие оригинальные работы с достойным содержанием.
И. У.: Можно часами говорить о том, как правильно воспитывать, как воздействовать на детей, а можно просто делать, что можешь. Вот вчера мы посещали Брестскую крепость. Там, где пятнадцать лет назад монтировали декорации для фильма, сегодня строится новый Молодежный патриотический образовательный центр. И подростки, которые будут там учиться, впитают энергию самой Брестской крепости и ее историю. Они оттуда точно уйдут другими. Им не надо будет объяснять, ни с чего начинается Родина, ни что такое патриотизм. Я вчера посмотрел на этих мальчишек и девчонок, послушал вопросы, которые они задавали, и могу констатировать: здесь реально воспитывают патриотов, здесь реально заботятся о новом поколении. Чем больше таких точек будет по стране, тем крепче будет творческий и гражданский потенциал общества.
У нас в Москве тоже есть Парк патриотов, но сейчас в связи с военными действиями его деятельность больше обращена к нашим молодым воинам. А ведь работать с детьми не менее важно. И, конечно, семья тоже должна в этом участвовать. Если в семье к детям относятся либерально: пусть растут, как растут, не трогайте их, пускай сами решают, что читать, чего смотреть на пространстве интернета – будет беда.
И заниматься этим надо вместе. Союзное государство, видите, какой огромный проект подняло, построив этот Патриотический центр. Помню, когда я занимался этим, мы никак не могли пробить нечто подобное. А теперь он уже работает, и это здорово!
Игорь Станиславович, так кто именно из российских актеров будет играть батьку Миная в «Партизанской легенде»?
И. У.: Давайте пока подержим интригу. У меня действительно есть идея, кто из наших актеров может сыграть эту роль: кто может быть и образцом мужественности, и при этом похож на батьку Миная внешне. Подходит и по своей харизме, и по человеческим качествам, и по предыдущим ролям.
Мария Шукшина: Мне кажется, это очень правильный подход при кастинге на такую серьезную роль – учитывать уже сыгранные роли.
И.У.: Да, ведь «Батька Минай» — это не тот фильм, где мы можем экспериментировать с главным героем. Но дело в том, что мое решение еще не окончательное. Я все еще продолжаю искать исполнителя этой роли и среди белорусов, параллельно тому, как мы упорно ищем белорусского актера на роль Андрея Андреевича Громыко. По Громыко, кстати, у меня тоже есть запасной вариант в Москве, но ищем именно белоруса. Так же и с Батькой Минаем. Но можем точно сказать, что это будет не Данила Козловский.
Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.