06 июл / 2020
06 июл / 2020
Подать рекламу
БРЕСТ
26°
28°
БРЕСТ
26°
28°

Евгений Щербач, архитектор, урбанист: Логика «третьего места»

18 января 2020

В 2018-2019 годах Брест активно стал прирастать т.н. общественными пространствами, которые, с одной стороны, несут культурную нагрузку, с другой, предлагают некоторые услуги общественного питания (чай, кофе, угощения), с третьей - объединяют людей, готовых общаться, но не имеющих для этого площадки. Зачастую эти площадки находятся в центре Бреста, хоть и не на самой Советской, давно уже охваченной чисто коммерческими начинаниями. Яркий пример - «Консерва», открывшаяся в бывшем консервном заводе на Куйбышева. Там проходили многообещающие выставки под эгидой «Белгазпромбанка», архитектурный фестиваль arch.e, некоторые произведения искусства создавались прямо там. Но почему всё это может быть важно для города? Отвечает архитектор и урбанист Евгении Щербач, который участвовал в разработке концепции «Консервы», и хочет развивать в Бресте это направление.

Новости Бреста

«Консерва», «Грунтоўня», «Крылы Халопа», «Калiдор» - почему они возникли именно в это время и чем отличаются от тех мест, где люди традиционно проводили время?

- Там происходит генерация культурной жизни, и гораздо большее значение обретает общение людей между собой, нежели зарабатывание на чашке кофе или на круассане. То, что это (общественные пространства. - Авт.) стало появляться в Бресте одновременно в разных местах, идет в тенденции развития всего мира, пусть и с небольшим опозданием. Это естественный процесс: изменилась экономическая парадигма (мы производим не единицы продукции, а информацию и креатив). Успешное предприятие заинтересовано в том, чтобы люди оставались в родном городе, продолжали работать или же приходили на свободные вакансии. И поэтому необходимо создавать культурную среду. Города, которые привлекают или генерируют подобного рода окружение, задают тренды во всем мире, становятся более популярными и успешными.

Но ведь все те же люди, что в условной «Консерве», могут встретиться и на Советской...

- Думаю, это не те же люди. И второе: встретиться - одно, а собраться для какого-либо события, например, художественной выставки или архитектурного фестиваля, думать над проблемой и предлагать ее решения - другое. Иногда тот или иной культовый специалист остается невостребованным у нас: элементарно, мало людей приходят его послушать. Но это не значит, что следует прекращать приглашать знаменитостей. Например, мы приглашали в «Консерву» художницу Цемру из Гродно, и пришли не только искусствоведы, но и простые горожане, интересующиеся культурной жизнью. Получилось нечто вроде токшоу, когда люди задавали простые человеческие вопросы об искусстве...

Но ведь потенциал культурно ориентированной публики не бесконечен...

- Каждое культурное пространство продюсирует некое общение людей в его рамках и культурные события под стать его целям. В идеале, одни люди будут ходить в одни пространства, другие - куда-то еще... Однажды общался с владельцами «БелАрта», когда на Набережной еще была галерея (а не кафе «Параграф». - Авт.). Хозяйка Людмила Крапивная тогда приводила цифры, что в Гродно 10 коммерческих галерей, а в Бресте - одна, и та закрывается... Разница слишком бросается в глаза. Дело не в размере города, хотя и в размере в том числе. В конце ХХ века урбанисты пришли к выводу, что в тот момент, когда город достигает отметки 300 тысяч жителей, в нем возникает спрос на изысканные услуги, нечто «не обыденное», условно говоря - ресторан экзотической кухни. И это начинание окажется жизнеспособным. Брест этот порог преодолел и начал жить такой жизнью, это факт.

Хотелось бы ходить в какое-то место не за едой и кофе, а чтобы уютно провести время...

- В градостроительстве это называется «третье место» - не дом и не работа, а то место, где отдыхаешь, культурно развиваешься. Эта тема достаточно хорошо исследована, она поддается программированию на уровне проекта - кого хотите видеть своими посетителями и почему. В успешных странах создание таких мест (пространств) - государственная забота. Рекреация, общение, интерес к новому... Взять библиотеки за границей - там кое-где и книг-то нет (они где-то на втором-третьем этаже), главное, чтобы человек приходил и находил общение. Школьники, пенсионеры, мамы с детьми образуют свои сообщества и живут их интересами, например, в Финляндии. Это новый формат домов культуры: место, которое помогает городу.

Таких мест - чем больше, тем лучше?

- Казалось бы, брестские кафе - куда уж больше, а они всё открываются, открываются и открываются. И у клиента есть выбор, исходя из его сугубо личных предпочтений. В одни кафе он ходит, в другие нет. Идеальный вариант - магазин «у дома»: спустился с этажей, сделал покупки и домой. Должна быть мозаичная структура из разных пластов, функций, так чтобы в каждом микрорайоне были и магазин, и кафешка, и библиотека... Сами они не возникнут, но если брестчане не будут сидеть по домам, смотреть сайты и телеканал ТНТ, а начнут выходить и проявлять свою тягу к культуре, договариваться о совместных проектах, путешествиях, город будет развиваться гораздо быстрее и станет уютнее. Все города в принципе двигаются к этому. Но процессом нужно управлять. И это функция властей и хозяев, чтобы «третье место» не стало пристанищем, грубо говоря, выпивох.

Брест изменится после 1000-летия?

- Предстоит самая сложная работа - оправдать вложенные инвестиции. В Бресте строилось много жилья и общественных объектов, город стал богаче, но скорее всего в ближайшие годы такой сценарий не повторится. И что же делать тем, кто был вовлечен в строительный процесс? Как сделать так, чтобы деньги, которые они заработали, помогали развиваться городу и привлекли инвестиции? Как раскрыть потенциал недавно построенных общественных пространств? Нужно чтобы поток капиталов не прекращался. В этом вижу суть нашего «мегасобытия».


Евгений Щербач родился в Несвиже Минской области. По примеру отца и старшего брата, окончил строительный факультет БрГТУ, защитил магистерскую работу на кафедре архитектуры. Два года отучился в аспирантуре БНТУ. Занимался современным искусством в столичном объединении художников «Неоновая голова». Соавтор проекта фонтана на Советской (арх. мастерская Majsterni). Индивидуальный предприниматель.


1748
0
Меня это радует (57.7%)
Мне все равно (19.2%)
Мне это интересно (15.4%)
Меня это злит (7.7%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

XXIX Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» пройдет с 16 по...
3059
«Вечерка» подготовила для вас подборку интересных и бесплатных развлечений......
2910
Очередная попытка украинцев «поюморить» в Бресте закончилась ничем....
11527
Звезды эстрады наметили новые даты гастролей в Бресте Пандемия спутала планы турне...
6597
Вы надеваете маску, если ваш шеф «в это не верит»?








Ответить