20 сен / 2019
20 сен / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
12°
14°
БРЕСТ
12°
14°

Дизайн как «пятый элемент» музея

18 июня 2019

Новости Бреста

На семинаре-тренинге для музейных работников «Проектирование и дизайн экспозиций и выставок» более 15 слушателей «Музейной региональной академии», а также музейные работники Бреста решают практические задачи по превращению музея в место притяжения в век смартфонов и дизайна.

Помогают в этом тренеры из Германии при содействии Посольства Федеративной Республики в Беларуси и Института Гёте (Минск). Директор института Якоб Рачек и тренер Сюзанна Бенцинг (Берлин, Висбаден) согласились прокомментировать свою миссию. Беседа состоялась в зале «Музея войны - территории мира» в Брестской крепости. Это одна из площадок семинара, как и другие объекты мемориального комплекса, несущие в себе память о Второй мировой войне. Мы поинтересовались у немецких гостей, что они ощущают на политой кровью земле:

Новости БрестаЯ.Р.: Субъективно выражусь, но основное мое ощущение - это ощущение масштабных насильственных действий, которые здесь происходили. Исходя из психогеографии Европы, Брест - очень важная точка. Думаю, в Германии он известен больше как Брест-Литовск, чем в том аспекте, который так сильно тематизируется здесь. Виденная нами экспозиция работает с аффектом, образами, чувствами, она призвана воздействовать на эмоции. Кроме того, мы видим, что данное пространство достаточно пустое, так как очень многое было разрушено. Плюс очень крупные монументальные объекты, скульптуры.

С.Б.: Моя первая эмоция - изумление от масштабов и расстояний. Вполне возможно, что размеры этой площадки (мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». - Авт.)  пропорциональны размерам совершённого здесь нацистами преступления.

- Вход на такие площадки должен быть бесплатным?

Оба:

- Однозначно бесплатным! А уж для детей, детских групп и подавно.

- Как же тогда выжить музею? За счет государственных денег, спонсоров?

Я.Р.: Жизнь показывает, что лишь очень небольшое количество музеев может себе позволить финансирование за счет входных билетов. Это Лувр, Венский музей истории искусства. Подавляющее большинство музеев на это не способны. Так что главный источник финансирования музеев во всем мире - деньги налогоплательщиков. Если же идет работа с частными спонсорами, как это происходит и у вас, очень важно, чтобы информация об этом доносилась максимально прозрачно. Это дискуссия, которая могла бы продолжаться вечно. Люди платят за вход в кинотеатр, за игру в сквош, почему бы им не платить за вход в музей?

- За месяц в Бресте 2200 человек заплатили по 2 евро, чтобы увидеть произведения мастеров Парижской школы (это Шагал, Сутин, Цадкин и другие).

Я.Р.: Я бы сказал, что в белорусском контексте это много.

- Оценка организаторов не расходится с вашей, поскольку в других областных городах было значительно меньше! То есть брестчане в принципе готовы ходить по музеям и выставкам. Но вот вопрос: как думаете, у поколения смартфонов, которые листают большим пальцем веб-страницы, отличается ли взгляд на музеи от тех, кто привыкли созерцать?

Новости Бреста

С.Б.: Это очень сложный вопрос. С одной стороны можно наблюдать, созерцать, а с другой - искать новые ходы подачи информации.

Я.Р.: У молодых людей сейчас совсем другие привычки восприятия реальности. Сегодня читают очень много. В среднем европейский человек за 4 дня прочитывает такой объем информации, который соответствует объему произведения Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»! Однако люди читают при этом меньше книг или других длинных текстов. Всё превращается в «твиты»! Думаю, это должны учитывать и те, кто формирует музейные экспозиции. Однако, цифровыми средствами невозможно заменить аутентичные места, в том числе такие, как Брестская крепость.

С.Б.: Одно не должно исключать другого. Когда я нахожусь в этом аутентичном месте, то мне было бы интересно иметь аудиогид на моем языке, перемещаться по территории и получать дополнительную информацию, слушать разные истории о разных местах и объектах. То есть место - это основа, а музей - дополнение. 

***

Руководитель «Региональной музейной академии», искусствовед, Председатель Белорусского комитета Международного совета музеев «ICOM» Татьяна Бембель - внучка народного художника БССР профессора Андрея Бембеля, одного из авторов мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», в частности входа в виде «Звезды». Разумеется, для нее наша крепость - это и личные переживания. Тем интереснее воззрения Татьяны Олеговны на современные вызовы, стоящие перед белорусскими музейщиками:

Новости Бреста

- Наш семинар-тренинг уже третий в цикле «Музейная региональная академия». После Гомеля и Полоцка мы приехали в самый идеологически значимый, известный с советских времен музей-мемориал «Брестская крепость». И то, о чем мы пытаемся здесь поговорить с нашими белорусскими студентами и тренерами из Германии, это решение проблемы, каким должен быть музей XXI века. Это достаточно консервативная сфера, и не надо далеко ходить, чтобы убедиться, что в некоторых местах экспозиции в принципе не меняются десятилетиями. Возможно, они где-то дополняются, но в концептуальном плане остаются прежними. Таким образом, большинство музеев остаются хранителями своего времени 20-, 30-летней давности. И тот взгляд на историю, который был доминирующим или вовсе единственным в эпоху их создания, уже недостаточен для мира, который стал открыт во всех отношениях. И применительно к любому событию, будь то 1917, 1939 или 1793 года, существует несколько концепций истории. Уйти от этого нельзя, поскольку у посетителя музея несравнимо больше технических возможностей, чем 20 лет назад. Изменилась система коммуникации между музеем и посетителем. Последний не всегда готов безоговорочно принимать концепцию, предложенную ему музеем. Как ответить на его вопросы, которые бывают сложными и даже болезненными? Если он не получит на них ответа, то уйдет из музея неудовлетворенным и никогда в него не вернется. Это вызов, стоящий ныне перед музейными работниками.

Отвечать на него помогает наш сегодняшний тренер Сюзанна Бенцинг, работающая с самыми авторитетными музеями своей страны и за ее пределами. У нас очень хорошие дискуссии, серьезные практические задания.

...Брестская крепость - удивительные большие пространства, которые могут развиваться, оставляя незыблемым нынешнее достояние. Это место может очень хорошо отвечать на вопросы современности.

Институт имени Гёте принимает участие в этом процессе, потому что Германия прошла очень большой путь в осмыслении своего опыта. Как они справляются со своей исторической травмой, со своим жестоким опытом, полезно слышать и нам. Сам феномен войны, сложные механизмы, лежащие в его основе, это то, что, на мой взгляд, должно здесь присутствовать. И диалог потомков бывших врагов должен привести к осмыслению их дальнейшего сосуществования. Нельзя же продолжать враждовать вечно.

...Каждый посетитель музея должен получить ответ на свой вопрос. Понимать свое отношение к истории на личном уровне тоже непросто.

В стокгольмском музее «Арсенал» исследуется сам феномен войны. Первая картинка, которую ты там видишь, это кровавый конфликт первобытных людей, имеющий, прямо скажем, животную основу.

- Это то, из-за чего Милла Йовович отказалась спасать человечество в фильме «Пятый элемент»!

- Именно! Выводить на общегуманитарные смыслы очень важно. А еще требуется уделить внимание такой сфере, как дизайн. Ведь дизайнер в наших музеях - персонал чаще обслуживающий, подчиняющийся указаниям научных сотрудников. Дескать, вот витрина, вот это ставь сюда, а то - туда. А современная концепция музеев предполагает, что дизайнер со своим образным и пространственным мышлением - равноправный участник ответа на вопросы зрителя, как и научный сотрудник. Главное, чтобы человек, пришедший в музей, начал думать сам, а не только брать готовенькое. И к этому можно подтолкнуть его в том числе и дизайнерским решением.

Сегодня, во вторник, у слушателей "Академии" - практические занятия.

ФОТО: геннадия козловского

1463
1
Меня это радует (36.4%)
Мне все равно (18.2%)
Мне это интересно (18.2%)
Меня это злит (27.2%)


Igor
19.06.2019 19:45
ответить ответить с цитатой
Совместная работа музейщика и дизайнера - это история тяжелых взаимоотношений с постоянной сменой ролей ведущего и ведомого от одного к другому. Для музейщика главное в экспозиции - музейный предмет; он - доминанта, краеугольный камень, ядро всего повествования. Для художника, зачастую - лишь средство, наряду с выставочным оборудованием, стендом, для реализации замысла, создания образа. Баланс между этими двумя походами редко бывает достигнут, на мой взгляд, то ли в угоду зрелищности, то ли за неимением у многих музеев богатых коллекций, современные дизайнеры готовят экспозиции, в которых красочность и образность оборудования просто душит музейные предметы. Экспозиционные залы Брестской крепости, на мой взгляд, тому пример. Как музеефицированные крепостные стены и остатки укреплений придавлены брутализмом бетонных звезд и скульптур, так и музейные предметы в витринах экспозиции отодвинуты на второй план художественной игрой цвета, тени, иллюстраций и навязанных эмоций.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Возвращаясь в XIX век Тимур Сергееня (фортепиано) представляет очередной этап цикла...
1409
Хто перамог у конкурсе дзіцячых фальклорных калектываў? Абласное свята-конкурс...
914
7 сентября там развернется программа «Брест праздничный»
950
«Брест - город детства» Праздник для детей организовали администрация...
1754
Поможет ли запрет мобильных телефонов в школе поднять дисциплину и улучшить учебный процесс?







Ответить