В его мастерской, что в бывшей котельной в Каменце, властвует дерево. Толстые сучковатые колоды соседствуют с деревянными идолами, в углу за какими-то досками угадывается изящная фигурка девушки, на деревянной полке выстроились резные панно. И рыцарь у входа в мастерскую тоже деревянный. Стоит, широко расставив ноги и небрежно опираясь на меч, сквозь прорези шлема мрачно поблескивают глаза. «Скоро уедет, — поясняет хозяин мастерской, народный мастер Беларуси Анатолий Турков. — Будет охранять усадьбу в пуще».
С деревом Анатолий Савельевич работает, по его подсчетам, лет 40. Начинал с панно, гравюр и маленьких фигурок. Большие деревянные скульптуры вырезает с 2000 года, после пленэра резчиков в Польше. С тех пор сделал около 180 скульптур. Их можно увидеть в Беларуси и России, в Польше и Германии — в парках и на площадях, перед музеями и театрами, на частных усадьбах. «Если дерево правильно обработано, скульптура простоит лет 100», — уверяет Турков.
Мастер он обстоятельный и дотошный. Халтуры не приемлет. Если уж взялся за работу, будет сидеть над ней сутками напролет, до бесконечности прорабатывая детали. Рассказывает, как в прошлом году на международном пленэре в Коробчицах, посвященном славянской мифологии, его попросили сделать скульптуру Сварога на троне, который охраняют две женщины-воительницы. Вырезать три скульптуры за неделю просто нереально, и Турков попытался отказаться. Уговорили. Работал от зари до зари, в сроки уложился, заслужил кучу комплиментов в свой адрес, но сразу после пленэра попал в больницу. До сих пор натруженная рука болит…
Рисовать он любил с детства. Когда учился в школе-интернате в Высоком, уходил в старинный парк с альбомом и карандашами. Потом несколько лет занимался в студии каменецкого художника, заслуженного учителя БССР Дмитрия Романовича Дощика. После школы пытался поступить в институт «на архитектора» и даже сдал экзамен по рисунку на пятерку, но забрал документы: в многодетной семье, где росло шестеро детей, надо было помогать родителям. Работал сварщиком, оператором в котельной, штатным работником в районной художественной мастерской. И все это время рисовал, делал скульптуры, вырезал линогравюры, которые, неожиданно для него самого, начали пользоваться спросом…
В трудные 90-е его увлечение резьбой по дереву стало основной статьей дохода. Вместе с Владимиром Чиквином, мастером из Кобрина, они делали деревянные скульптурки, маски, панно, забивали ими багажник машины и везли в Варшаву и Белосток, где сдавали под реализацию в художественные галереи. Что не принимала галерея, попадало на рынок в Белостоке. Очень скоро там сформировался свой круг покупателей, которые просили сделать работу «на заказ». Особенно популярна была африканская тема. Турков долго недоумевал: какой интерес работать «под Африку» белорусскому художнику, если в магазинах этого добра — пруд пруди? Пока покупатели сами не объяснили: дело в энергетике. Мол, в маски и фигурки из «настоящей» Африки тамошние колдуны «вселяют» разного рода несчастья и проклятия. Зачем такое в свой дом приносить?
Его руками воссозданы в дереве образы Евфросинии Полоцкой и Тадеуша Костюшко, королевы Цецилии Ренаты Австрийской и Мартина Лютера, Барбары Гамшей и Михала Клеофаса Огинского. Есть работы, посвященные нашим современникам, к примеру, знаменитому деду Тарасюку с хутора Стойлы, ставшему легендой еще при жизни. Есть литературные персонажи вроде Тихона Протосовицкого из «Пинской шляхты».
Перебираем вместе с Анатолием Турковым фотографии его работ: вот эта стоит в Санкт-Петербурге, эта — в немецком Хагене. А вот эти двое музыкантов «прописались» в Польше, в Студиводах под Бельском-Подлясским, у музея малой Родины. Основатель музея Дорофей Фионик попросил вырезать. Жили здесь когда-то два таких музыканта, скрипач и гармонист, ни одно большое мероприятие без них не обходилось. Нашлись и две их маленькие черно-белые портретные фотографии. Когда принимать работу пришли местные жители, одна из бабушек, знавшая музыкантов, только руками всплеснула: похожи-то как!
Для своих работ Анатолий Турков предпочитает выбирать дуб, дерево твердое и долговечное. Правда, подходящий материал (в диаметре не менее 60 см, высота колоды — 2,5-3 метра) найти непросто: такие мощные дубы в наших краях кроме пущи мало где растут. Ищет в лесничествах, на частных подворьях. Просит: не нужен строевой лес, ровный да гладкий. Когда сучки, ствол кривой — еще лучше, художник всегда найдет, как это обыграть. День вокруг колоды походишь, присмотришься — и вот уже выпирающий сучок оборачивается рукоятью меча, или торчащим локтем, или деталью женского наряда, а кривизна ствола — согбенной спиной….
К работам «для интерьеров» — отдельный подход. Вырезаются они только из идеально сухого дерева. Материал сушится не меньше 10-15 лет. Зато и хранятся такие работы вечно, не трескаясь и не теряя формы. Недаром панно, выполненные Анатолием Турковым в технике резьбы по тонированному фону, заказывает Государственный подарочный фонд представительской сувенирной продукции…
Познакомиться с творчеством самобытного мастера можно в эти дни в Бресте. 14 февраля в Художественном музее (Брестская крепость, Южная казарма) открылась его персональная выставка.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.