19 авг / 2019
19 авг / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
21°
23°
БРЕСТ
21°
23°

"Сутинские чтения" возвращают в Беларусь имена художников парижской школы

05 мая 2015

В каждой выставке должна быть интрига. Такое мнение высказал генеральный директор Национального художественного музея РБ Владимир Прокопцов, с комфортом устроившись за столиком парижского бистро... в Смиловичах под Минском. Конечно, интригу таит само сочетание этих географических понятий - казалось бы, где Смиловичи и где Париж. Но не меньшая «изюминка» содержалась и в самой повестке второго дня конференции «Сутинские чтения»: открытие нового зала музея «Пространство Хаима Сутина», где должна была состояться блиц-выставка картин Сутина и Царфина - выдающихся уроженцев Смиловичей. Оба они принадлежат к парижской школе живописи, как, кстати, и наши земляки Яков Балглей и Дмитрий Стеллецкий. Но мировой «звездой» сегодня считается в первую очередь Хаим Сутин - одна из его работ недавно ушла с молотка за 18 млн долларов.

Разделить эмоции и наслаждение от просмотра элитной живописи прибыли в Смиловичи экс-глава МИД РБ Сергей Мартынов с супругой, Чрезвычайный и Полномочный Посол Литвы в РБ Эвалдас Игнатавичюс, чиновники, журналисты и, естественно, все участники «Сутинских чтений», среди которых столь громкие имена, как Марк Рестеллини, директор парижской «Пинакотеки», Маите Валлес-Блед, искусствовед и директор Художественного музея им. Поля Валери в Сете неподалеку от Монпелье, Иоланта Ширкайте, директор Государственного института культуры Литвы...

«Жемчужина» без оправы

Более чем объяснимо, что иностранным гостям было не так интересно в стилизованном под парижское бистро втором зале «Пространства Сутина», как на улицах этого поселка, жизнь которого столетиями определяла многочисленная еврейская диаспора, мирно уживавшаяся с православными, католиками и татарами, которых тоже было немало. Одним из источников знаний о Смиловичах ХIХ века считается белорусский путешественник и этнограф Павел Шпилевский. В первый день конференции, в столичном отеле «Беларусь», цитату из путевых заметок Шпилевского «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (1853) обнародовала исследователь Инна Герасимова из Германии. Увы, Павел Михайлович не пощадил Смиловичи (как и многие города и селения на своем пути, в том числе и Брест-Литовск). Его замечания относительно более чем скромного внешнего вида городка и грязи на улицах вызвали скептицизм у участников «Чтений» и стали предметом прений и пикировок. Все-таки перед лицом иностранцев всем хочется выглядеть более прилично, чем даже есть на самом деле.

Не вдаваясь в предания старины глубокой, хочу заметить, что и сегодня Смиловичам есть куда расти в плане благоустройства. Дворец-усадьбу Ваньковичей за послевоенные годы довели до плачевного состояния, а когда медлить стало уже нельзя, продали частнику, который начал с установки во дворце 2-й половины ХIХ века пластиковых окон... Еврейское кладбище заросло бурьяном и потеряло очерченные некогда контуры, невозможно уже определить, где кончаются захоронения и начинается целина. Хорошо уже то, что не догадались выжигать траву, как на полях (рассказывают, где-то в Беларуси так и поступили). Поселковый исполком сетует на дороговизну работ по приведению кладбища в порядок и ждет помощи со стороны если не бюджета, то хотя бы волонтеров. Съемочную группу телеканала «Беларусь 1» одна неравнодушная сельчанка настойчиво зазывала выдвинуться чуть за черту поселка, чтобы оценить состояние проезжей части, но телевизионщики дипломатично отказались - музы и жилкомхоз ходят разными дорогами.

Однако очевидно всем, что если делать из Смиловичей жемчужину Червенского района и достопримечательность национального масштаба, то придется найти время, силы и деньги, чтобы навести здесь порядок.


Маите Валлес-Блед и Ив Дюлак на улице Смиловичей.

Пока же проза жизни нимало не смущала французов. Они жадно впитывали дыхание смиловичского воздуха, любовались неспешным течением Волмы и фиксировали на фото и видео уличные пейзажи. Про некоторые переулки и дома можно смело сказать - они точно такие, как и при Сутине с Царфиным. Хотя многих строений, в частности синагог (их было 5 в Смиловичах), уже не вернуть... Как в нашем городе не вернуть, к примеру, колонию Варбурга и множество уголков старого Бреста.


Мишель Лебрен-Франзароли открывает «terra incognita».

«Блуждающая звезда из Смиловичей»

Стараниями частного учреждения культуры «Наследие и время» на «Сутинские чтения» в Минск и Смиловичи были приглашены родные Шраги Царфина: внук Ив Дюлак из Тулузы, Элла Царфин из Израиля, Авдим и Анна Царфины из Самары. В последний день конференции состоялась премьера документального фильма об их предке «Блуждающая звезда из Смиловичей», снятого белорусским режиссером Зоей Котович. Подобного уровня исследований в формате кинодокументалистики в Беларуси еще не было.

Откровением и шоком стало для гостей «Чтений» посещение места расстрела смиловичских евреев в годы Второй мировой и старого еврейского кладбища на окраине поселка. Было видно, что остаток дня прошел для них под колоссальным впечатлением от этой скорбной экскурсии.

И, конечно, от церемонии открытия зала, посвященного Царфину. Две его работы Лилиан Дюлак-Зарфен (так произносится по-французски) передала с сыном в подарок новому залу, еще один холст предоставлен «Наследием и временем». Три работы мастера, таким образом, находятся к услугам гостей Смиловичей постоянно. Еще семь работ Царфина плюс подлинник «Больших лужаек в Шартре около виадука» Хаима Сутина были привезены на один день из арт-коллекции «Белгазпромбанка» - крупнейшей в Беларуси по теме «Художники парижской школы». Это, конечно, колоссальное событие и составная часть той интриги, о которой рассуждал В. Прокопцов.


Юрий Абдурахманов, Элла Царфин, Ив Дюлак, Анна и Авдим Царфины на фоне картин знаменитого предка.

Ив Дюлак разрезал символическую ленточку, а дизайнер экспозиции Надежда Кухаренко провела для посетителей первую экскурсию.

Автор скрупулезного исследования жизни и творчества Сутина в формате документального кино Мюриэль Абиболь-Леви дождалась, пока толпа разойдется, и вернулась в зал, чтобы тихонько постоять рядом с работой любимого художника, запечатлевшего шартрский пейзаж с исполинскими лиственными великанами. Сам живописец однажды сказал про одно из написанных им деревьев: «Оно - словно собор!» Это, на мой взгляд, очень точное сравнение, и если б руководители белорусских городов и районов почаще его вспоминали, то, быть может, на наших улицах, в парках и дворах попадалось бы меньше чистых, без следа болезней пней...

Билет в «терра инкогнита»

Дворец-усадьба Ваньковичей.

Автор двух книг о Сутине Мишель Лебрен-Франзароли сокрушался: при сборе материала он докопался, кажется, до всего, но вот на родине Сутина не бывал - настоящая «терра инкогнита» для исследователя. А ведь всё, казалось бы, просто: взял и приехал.

Просто, да не совсем. Директор ЧУК «Наследие и время», журналист и переводчик Юрий Абдурахманов (на фото слева) утверждает:

- Лишь после создания в 2008 году музея «Пространство Сутина» по инициативе Владимира Григорьевича Счастного и при поддержке ЮНЕСКО у нас появилось место, где можно говорить о Смиловичах, Сутине и Царфине. Второй вехой стали создание корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» и организованная в 2012 году совместно с Национальным художественным музеем выставка «Художники парижской школы из Беларуси». В результате решилась задача - о чем говорить. Приглашая серьезных знатоков и экспертов для профессионального разговора, конференция «Сутинские чтения» демонстрирует, КТО говорит о Сутине.


Директор парижской «Пинакотеки» в фирменном магазине Смиловичской валяльно-войлочной фабрики.

Международная конференция «Сутинские чтения» - это первый проект созданного недавно (в январе 2015 года) частного учреждения культуры. Задачи «Наследия и времени» - сохранение культурного богатства народов Беларуси, возвращение культурных ценностей на родину, просветительская, исследовательская миссии, уточнила авторитетный столичный искусствовед Татьяна Бембель. Выступая на открытии конференции, Первый советник Посольства Франции в РБ Эльза Пиньоль отметила: «В настоящее время, когда Европа находится под серьезной угрозой раздела, подобные мероприятия призваны показать, что Беларусь является частью европейской культуры». Не пожалела теплых слов в адрес организаторов и представитель белорусского МИД Илона Юревич.

Подружить культуру с деньгами

Организация столь представительного 3-дневного форума, как «Чтения», не обошлась без трудностей. В том числе финансовых. Однако культура никогда не ходила у нас в богатых невестах. Впрочем, опыт «Белгазпромбанка» и Национального художественного музея, где сейчас сверхуспешно экспонируется грандиозная выставка «Изобретения Да Винчи», доказывает, что подружить культуру с деньгами все-таки возможно. Но для этого, как справедливо заметил Владимир Прокопцов, нужна интрига.

Помочь создать такую интригу в Бресте обещал нам Юрий Абдурахманов. Ведь к парижской школе, как упоминалось, принадлежат уроженцы Бреста Яков Балглей и Дмитрий Стеллецкий. Искусствовед Алексей Ходыко недавно раскопал в Варшаве цветную графику (вероятно, пастель) их коллеги по цеху Яна Скотницкого с изображением Пинского костела и коллегиума иезуитов в 1920-х.

Работ Балглея и Стеллецкого в нашем городе пока нет. Но это не значит, что их нельзя разыскать. В коллекции «Белгазпромбанка», по словам консультанта по искусству Владимира Счастного, четыре произведения Стеллецкого и один портрет кисти Балглея. В принципе, нет ничего невозможного в том, чтобы показать их брестчанам. Чем мы, в конце концов, хуже Смиловичей? Да и культурная столица, как-никак.


2713
1


rytman
07.05.2015 06:25
ответить ответить с цитатой
Восстановить бы эти дома, и усадьбу Ваньковичей, облагородить инфраструктуру, и деньи пошли бы в бюджет, почему это не сделано?

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Женщина-праздник, женщина-эпатаж, женщина-талант... Все это она - Наталья Черноголова. В...
1160
26 июля в 16:30 в ОКЦ состоится вернисаж выставки плакатов, подготовленных студентами и...
772
По учению святых отцов каждый город имеет своего ангела-хранителя. Тысячу лет на страже...
783
В четверг в выставочном зале ООКЦ на ул. Советской открылись сразу две выставки в рамках...
1196
Как вы готовите ребенка в школу?










Ответить
Сколько денег вы тратите на подготовку одного ребенка в школу?







Ответить