Искусство не зависит от политики, верно? Или мы так считаем? Как бы там ни было, но в XXI веке одна разновидность политики уж точно оказывала влияние на искусство. Имя ей — политика идентичности.
Развенчать миф о ней попытался Андерс Крейгер, куратор Музея современного искусства Антверпена (MuHKA), выступивший в Бресте с публичной лекцией «Кураторство в европейском музее современного искусства: искусство после политики идентичности». Лекция была посвящена новой выставке MuHKA под названием «Разве ты не знаешь, кто я? Искусство после политики идентичности». Музей Антверпена собрал под своей крышей лучших художников мира. «Задача выставки — показать, что одного центра у искусства нет, как нет единого способа говорить о нем и делать его», — отметил Андерс Крейгер.
Значительную часть выставки заняло довольно новое направление — постинтернет-арт. Но частица «пост-» в данном случае обозначает не временной промежуток «после», а интернет-термин «post» — «публиковать», «делиться афишами, картинками». Собственно, эти самые картинки из всемирной паутины, облаченные в объемную форму при помощи 3D-принтера, и становятся материалом для очередной инсталляции художника. Работы художников должны были избегать той самой «политики идентичности» — ассоциаций с некоей социальной группой, этносом, нацией. Андерс Крейгер уверен, что это наиболее верный путь: «Человек хочет делать искусство по-своему, выражать мировоззрение своим языком. Но его клеймят «политикой идентичности». Очень часто этим приемом пользовались в 1970-1980-е годы. Так быть не должно».
Однако даже сам лектор признал, что стереотипы о центрах мирового искусства по-прежнему сильны в обществе. А значит, к ним и дальше будут прислушиваться больше, нежели к талантливым самородкам из стран «второго и третьего мира».
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.