Главное в таком костюмчике, созданном брестчанами, – компьютерное управление
Майли Сайрус – популярная американская певица и актриса, которая раскрепощенно ведет себя на сцене, совершает эксцентричные поступки и удивляет откровенными нарядами. Именно такие яркие личности, которые любят неожиданные сценические эффекты, – подходящие клиенты для молодой брестской компании «Световые решения ЭТЭРЭ». Ее продукт использовался во время карнавала в Бразилии, на открытии гостиницы в Абу-Даби. Он находит применение на съемках фильмов и клипов и во время соревнований по такому экстремальному виду спорта, как флайборд. На бирже деловых контактов в сфере инноваций, которая недавно проходила в брестском научно-технологическом парке, разработку этой компании назвали самой впечатляющей. Это оценка председателя государственного комитета по науке и технологиям Александра Шумилина.
«Одежда должна быть современной»
На презентации инновационных проектов светящийся сценический костюм ЧТУП «Световые решения ЭТЭРЭ» сразу привлек внимание. В аннотации к разработке говорилось, что «система разработана для компьютерного управления светодиодными решениями и состоит из программного комплекса и исполнительных контроллеров. Позволяет решать широкий спектр задач в сфере управляемого светодиодного освещения и сценических эффектов».
— Начиналось все несколько лет назад с простого светящегося костюма, — рассказывает учредитель компании Сергей Войтович. — Затем нам стало неинтересно, хотелось этим костюмом управлять. Вначале это были простые решения: из запчастей, которые могли купить в китайских и американских магазинах. Постепенно задачи усложнялись. Перед нами встал выбор: либо брать в помощники компанию из Китая, либо вести разработку самим. Решили пойти своим путем. Это позволяет быть более гибкими, вносить любые изменения в короткие сроки – и при этом ни от кого не зависеть. Рынок ведь эволюционирует. Если раньше сценическая одежда была просто красивой, то сейчас востребовано что-то интересное.
Ребята — вчерашние студенты, начинали без стартового капитала, практически с нуля, точнее, с 500 долларов. Инвесторов не искали. Создали костюм — вложили прибыль в дело, создали — вложили… Сейчас это растущая перспективная компания.
Китайцы — в догоняющих
«Идущие по эскалатору»: средний возраст растущей компании — 26 лет
Цена костюмчика, который демонстрировался на инновационной выставке, — порядка 2,5 тыс. евро. И это далеко не предел. В цену заложены зарплата разработчикам, дизайнерам, импортные комплектующие, налоги, растаможка. Компания осознанно выбрала высокоценовой сегмент, изначально не делая ставку на отечественный рынок.
«Мы с 2013 года на рынке и практически ничего не делаем для стран СНГ, — рассказывает Сергей Войтович. — Заняли нишу, где цена имеет значение, но не первоочередное. Если зажимать себя в финансовых рамках – соответственно и качество будет ниже. А так наши продукты востребованы во всем мире».
По словам директора компании Инны Бурштын, каждые полгода-год продукты компании копируют китайцы. Дескать, тратишь время на разработку, создание продукта, а потом надо успеть все продать. Пока не объявились китайцы, которые умудряются такую же продукцию сделать в три раза дешевле. «Рабочая сила там стоит столько же, – поясняет она, – но они экономят на «мозгах», на арендной плате, таможенных пошлинах (пошел на свой рынок и купил все комплектующие — ни границ, ни растаможки). А мы за каждую поломку и возврат товара платим из своего кармана, собираем отзывы клиентов и дорабатываем технологию. Но такой опыт дорого стоит».
Тут срабатывает еще один важный фактор — репутация компании, а это не что иное, как высококачественная продукция и высокий уровень сервиса.
Желание, силы и команда
По мнению ребят, все получится, были бы эти слагаемые.
Желание создать что-то свое появилось у Сергея Войтовича и его жены. Он — выпускник БрГТУ, спутница жизни — программист, занимается маркетингом. Фирму вначале зарегистрировали в Минске, а в декабре 2016 года стали резидентами Брестского научно-технического парка. О прибыли в то время думали меньше всего — хотелось покреативить.
Сил хватает на то, чтобы работать практически без выходных. И на то, чтобы в любой день и в любое время суток быть готовым общаться с клиентом, который звонит из Америки или, к примеру, из Австралии. Какое ему дело до того, что у вас в стране сегодня государственный праздник и все «нормальные» люди отдыхают! Но компания своя — и этим все сказано.
Команда в настоящее время состоит из 30 человек, средний возраст — до 30 лет. Собирали ее методом проб и ошибок. Человек 500 прошло «естественный отбор», пока сформировалось ядро команды. В их числе не только брестчане, но также ребята из Минска и Москвы, которых устраивает возможность профессионального роста: здесь не работают над вещами, которые «затупляют» мозг. Ради этого они готовы терпеть возникающие иногда финансовые трудности. «Команда — это возможность снять с себя ответственную задачу и поручить ее другому, не боясь, что он накосячит», — подытоживает Сергей Войтович.
«Идем по эскалатору»
О вершинах, к которым стремятся, молодые люди из компании «Световые решения ЭТЭРЭ» говорить не любят. «Движемся по эскалатору, – говорят они. – И чем дальше идешь, тем дальше задача-максимум». Сейчас в их представлении она в том, чтобы выстроить в компании ячейку, которую потом можно размножить: раза в два-три. Для этого нарабатывают технологии, развиваются.
Формы воплощения — не только светодиоды, но и ткани, и зеркала, и вариантов развития много, но все они связаны с шоу-бизнесом и сценическими решениями.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.