09 дек / 2018
09 дек / 2018
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Свой крест

03 мая 2013

Брестский художник-эмальер Николай Кузьмич не нуждается в представлениях. И дело не столько в его «регалиях» члена Белорусского союза художников, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь. Звезды сошлись так, что именно ему было доверено возродить Крест Евфросинии Полоцкой (1993-1997 гг.), а впоследствии – ставротеку для Креста и раку для мощей белорусской святой. 10 лет жизни он посвятил воссозданию святынь и, по признанию самого художника, за это время пережил собственное духовное становление. В этот же период по понятным причинам прекратилась на время его активная выставочная деятельность. На встрече с журналистами «Вечерки» знаменитый земляк поведал о малоизвестных фактах, связанных с воссозданием Креста преподобной Евфросинии, и о том, какие произведения рождаются в его мастерской в настоящее время. Он поделился также размышлениями о творческой среде в Бресте и рассказал о своей «ненормальной» мечте.

О воссоздании Креста Евфросинии Полоцкой

– Николай Петрович, начнем с самого интригующего момента: у Вас есть своя версия того, куда мог пропасть Крест преподобной?

– По этому поводу много спекуляций. Что касается меня, то я полностью отбросил для себя эту мысль. Меня сейчас занимает другое. Я переделываю (если хотите, довожу до совершенства) воссозданную святыню. Нижнюю часть Креста уже переделал, заменил пластины на новые. Хочется вложить в это дело все свое умение, но требуются материальные и временные затраты.

– Почему это стало необходимым?

– Все любят мифы. Ну не мог я (хотя очень старался) сделать Крест так, как его сделал Лазарь Богша. Это был ярчайший представитель своего времени, и работал он не один – целая мастерская. Я сделал так, как мог на то время. Чтобы стать мастером, надо прожить жизнь, вырасти до определенного уровня. Это теперь я, наверное, имею право сказать, что многого достиг, имею шикарные заказы.

А представьте себе то время, когда появилась идея воссоздания Креста – 1993 год. Времена безбожия, про величайшую национальную святыню мало что было известно. Я тоже не был вполне готов к этой работе. Жил обыкновенной жизнью с ее суетой и проблемами. Когда там было проникать в сокровенный смысл духовных вещей! По собственной воле я бы никогда не посмел подступиться к этой работе. Но получил высочайшее благословение на этот заказ. Владыка Филарет вручил мне 17 золотых монет и сказал: «Приступай!» А с чего начинать, никто не знал. И поэтому мне было дано право на ошибку.

Вспоминаю, как впервые оказался в своей мастерской один на один с полученным заказом. Меня охватило полнейшее чувство растерянности. На тот момент я не располагал данными научных исследований и имел весьма приблизительное представление о Кресте Евфросинии Полоцкой. Потребовалась помощь историков, специалистов декоративно-прикладного искусства, археологов.

– Почему все-таки выбор митрополита пал на Николая Кузьмича?

– К тому времени, будучи выпускником Минского художественного училища им. Глебова по специальности «декоративно-прикладное искусство», я уже наработал некоторый опыт и приобрел известность в художественном мире. Я имел дело с ценными металлами, особенно привлекала эмаль. Друзья по художественному цеху с интересом наблюдали за моими экспериментами. В то время думал, что буду заниматься исключительно авторскими работами, а получил такой необычный заказ. История хорошо распорядилась во времени. Сейчас, скорее всего, Крест сделали бы в Софрино (поселок в Московской области и одноименное художественно-производственное предприятие. – Ред.): красиво, но не так…

– Что Вы знали о Кресте до начала этой работы?

– Когда мне поручили этот заказ, я вдруг с удивлением вспомнил, что слышал о кресте еще в детстве: в родной деревне Вулька Дрогичинского района, от двух старых сестер-монахинь, которые там жили. Они рассказывали нам, детям, о вере в Бога, о крестных страданиях Иисуса Христа. От них мы впервые узнали о Евфросинии Полоцкой и о Кресте преподобной. А в 1990-е мой друг Владя Орлов написал книгу «Крест Евфросинии Полоцкой».

– А чем-то материальным Вы располагали в процессе работы, каким-то образцом?

– Первое эскизное изображение Креста в цвете я сделал благодаря слайду с рисунка художника Н. Менцова, датированного 1841 годом, который мне предоставил белорусский ученый Григорий Штыхов. В дальнейшем много часов провел в художественных и исторических музеях. Я держал в руках бесценные древнейшие книги и рукописи, которые экспонируются под стеклом и никогда, за редким исключением, оттуда не изымаются. С доктором исторических наук Леонидом Алексеевым мы ездили в Петербург, в архив Российской академии наук, где 40 лет назад он обнаружил фотонегативы, сделанные в XIX в. фотографом Н. Чистяковым. С этих негативов, на которых запечатлен Крест преподобной, были сделаны фотографии с различимыми на них фрагментами Креста. Подготовительная работа над эскизами, изучением деталей заняла около трех лет.

О духовном возрождении

– Можно предположить, что во время этой работы Вам доводилось довольно тесно общаться с митрополитом Филаретом…

– Владыка Филарет считал, что успех в работе во многом зависит от моего духовного состояния. Для всех причастных к воссозданию Креста он организовал в 1994 году паломничество на Святую землю. Мы прошли по местам, где пролегал весь земной путь Спасителя. Я пережил настоящее внутреннее потрясение, когда дотрагивался до камней, которых касался Господь. Это непередаваемые переживания!

Митрополит совершил тогда Божественную литургию на Гробе Господнем, во время которой было освящено кипарисовое основание будущего Креста.

– Какое впечатление произвел на Вас владыка по своим человеческим качествам?

– Общение с ним оставило замечательные воспоминания. Это очень добрый, высокодуховный и образованный человек. Помню, как мы ехали на его мерседесике в Софрино. Он радушно поил нас чаем и угощал конфетами. Не гнушался подвезти женщину, поднявшую руку. В Ярославле мы побывали в доме, где жил его отец – бывший купец Петр Вахромеев. Сейчас в этом здании располагается то ли епархиальное управление, то ли духовная семинария. Общение с таким человеком, как владыка, происходит не на физическом уровне – оно гораздо глубже. Главное, что я для себя вынес из общения с ним: надо быть добрым человеком и любить людей. Ценнее этого ничего нет.

– Вы ведь не всегда были верующим человеком?

– В начале 60-х годов по инициативе отца мы переехали в Ростовскую область, где жили какое-то время в станице. Никаких связанных с этим воспоминаний не осталось, хотя детская память цепкая. Видимо, там не было даже церкви. К счастью, все переменилось. Сейчас мы с женой – прихожане Свято-Воскресенского храма в Бресте. И приближающийся праздник Пасхи, как в большинстве семей, у нас будет проходить торжественно и по-семейному тепло – с соблюдением всех православных традиций.

О выставочной деятельности

– Работа над воссозданием Креста Евфросинии Полоцкой и раки для хранения мощей преподобной на некоторое время потребовала полной самоотдачи. Для другого творчества не оставалось ни сил, ни времени. Лет 15 нигде не выставлял свои работы. Я задумался, когда несколько лет назад мои друзья стали подначивать: «Николай Кузьмич? А есть такой художник?» Смог собраться и за год подготовил выставку из 140 ювелирных изделий (название «Ювелирика» принадлежит моему другу писателю Владимиру Орлову). Она состоялась в январе 2011 года в Минске, в музее современного изобразительного искусства.

В 2012 году я был приглашен на биеннале эмальеров в академию им. Штиглица в Санкт-Петербурге, где демонстрировали свои работы около 70 мастеров из разных стран. Наивысшие авторитеты в области искусства эмали присудили моей работе третью премию (первая не присуждалась). После этого меня пригласили в этот храм искусства провести мастер-класс для студентов и преподавателей академии.

И я, что называется, опять вошел во вкус. На эту осень запланирована моя персональная выставка эмали «Шлях» в столичном музее современного изобразительного искусства. На ней будет представлено около 50 работ.

Есть и эксклюзивные заказы. Для минского Красного костела попросили изготовить медальоны с изображением хранящейся в храме иконы Будславской Божией Матери. А Брестская областная библиотека заказала медаль к 450-летию Брестской Библии для участников конференции, посвященной этой дате.

О статусе ИП и «подмастерьях»

– Николай Петрович, у каждого уважающего себя мастера есть ученики (раньше их называли подмастерьями). Кто унаследует Ваш бесценный опыт?

– Немного, но ученики у меня есть. 8 лет со мной работает парень из Тельмов Андрей Мазько. Он окончил художественно-графический факультет БрГУ им. Пушкина. Очень талантливый, добросовестный парень из верующей семьи. Еще один уникальный человек, божественно талантливый – Миша Филиппов. Он делает такие потрясающие вещи! Когда резал по дереву для раки Евфросинии Полоцкой – плакал. Но он остался бы невостребованным, если бы я его не «пригрел».

Вообще, это очень больной для меня вопрос – ученики, в связи с моим статусом индивидуального предпринимателя. Во всем мире предприниматели могут иметь какое-то количество наемных работников – 3-5 человек. А у нас для этого требуется открывать ЧУП. И ты сразу уходишь в какие-то бумажные и административные «заморочки». Ну некогда мне, творческому человеку, этим заниматься! Но речь не только о художниках. Дайте возможность предпринимателю окрепнуть, почувствовать уверенность в себе. Но, видимо, придется создавать ЧУП: я не хочу уезжать из своей страны.

О художественной галерее

– У меня даже мысль такая была «ненормальная» – открыть в Бресте свою маленькую галерею.

– Но почему – «ненормальная»?

– Конечно, это было бы здорово – иметь такую галерейку. Я выставлял бы там свои эмали, уникальные, хорошие иконы. Они дорогие, пусть они стояли бы там. Но я ж ее не открою! Сразу встанет вопрос аренды помещения, а для этого деньги нужны, и немалые. К тому же такую галерею опять загонят в какой-нибудь ЧУП – и похоронят идею на корню. А Бресту нужна не одна такая галерея, а много. И комбинат «Мастацтва» тут ни при чем. Не надо опекать художников! Пусть они сами что-то делают: преуспевают, разоряются, но это будет живой творческий процесс. 


3441
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Возможность добавления комментариев временно отключена. Приносим извинения за неудобства.
«Старый Брест и брестчане» Персональная выставка члена Белорусского Союза...
544
Концерт органной музыки Петр Сухоцкий (орган) и Анастасия Янцур (вокал) представят...
1378
«Гори, гори, моя звезда...» Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Николая...
1300
Зажигательные латинские танцы станут украшением международного хореографического...
1091
Как часто в этом году вы выезжали на закупки в Польшу?








Ответить
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить