17 ноя / 2018
17 ноя / 2018
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Брестская пчела из парижского «Улья»

23 марта 2011

В прошлом году в минском издательстве «Четыре четверти» вышла книга «Художники Парижской школы из Беларуси». Ее автор Владимир Счастный рассказывает об уроженцах Северо-Западного края Российской империи, которые состоялись как художники во Франции. Все они входили в так называемую «Парижскую школу» и шли непроторенными путями в искусстве. Иные из них – Марк Шагал, Лев Бакст, Хаим Сутин и другие – не нуждаются в представлении. Другие остались в тени своих более удачливых товарищей. Например, Жак (или Яков) Балглей, кстати, уроженец Брест-Литовска.

Прежде чем рассказать, как Яков стал Жаком, сделаем небольшое отступление. В 1900 году в Париже проводилась Всемирная выставка, в которой принимало участие без малого 40 стран. Специально к этому форуму было сооружено множество оригинальных объектов. После завершения работы выставки они подлежали сносу. И тогда преуспевающий скульптор и меценат Альфред Буше приобрел павильон знаменитых вин «Бордо» и перенес его на загодя купленный участок земли. В здании, спроектированном в виде восьмиугольника с крышей, напоминающей китайскую шляпу, он разместил 140 мастерских для художников. Арендную плату брал с коллег символическую, смотрел сквозь пальцы, если она вообще не поступала. Весной 1902 года дом-коммуна художников, говоря современным языком, вступил в строй. Его первоначальное название – «Вилла Медичи» – не прижилось и уступило место другому, более соответствующему назначению здания – «Улей» («La Ruche»).

Яков Балглей (Jacques Balgley) появился в «Улье» в 1911 году. До этого сын раввина из Брест-Литовска предпринимал попытки стать врачом (изучал медицину в Санкт-Петербурге), но, видимо, поняв, что его призвание в другом, поступил в Одесское художественное училище на отделение архитектуры. Ну а после решил продолжить обучение в Западной Европе.

Владимир Счастный приводит такие вехи деятельности бывшего брестчанина. 1918 год – графические работы художника были использованы в качестве иллюстраций к сборнику басен. 1920 год – начало учебы в Школе декоративного искусства. 1924 год – гравюры и живописные работы художника приобретены парижским Люксембургским музеем. 1925 год – 21 офорт включен в альбом «Незавершенные этюды», появляются публикации известных искусствоведов о творчестве художника. 1934 год – умер в Божанси (Франция) от сердечного приступа.

Не в раннем ли уходе из жизни следует искать причину того, что на родине о нем совсем не знали? Но у заместителя директора Брестской областной библиотеки по научной работе Аллы Мяснянкиной есть своя версия насчет того, почему мы узнаем о Балглее только сейчас. Алла Михайловна задалась целью установить, где жили родители художника и как сложилась их судьба. Как выяснилось, дом Балглеев стоял на углу современных улиц Советской и Дзержинского (как раз на том самом месте возведен новый торговый комплекс «Пассаж»). К счастью, сохранились старые фотографии, и благодаря им можно увидеть этот уголок в первозданном виде. Поиски в архиве свелись к скорбному выводу: многие из близких Якова Балглея погибли в гетто. А посему никто и не мог рассказать о родиче, работавшем в одно время и в одном кругу со знаменитыми Модильяни, Пикассо, Шагалом...

8 апреля в Художественном музее (Южная казарма Брестской крепости) состоится презентация книги Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси». Вместе с писателем в Брест приедет съемочная группа во главе с Олегом Лукашевичем, автором ряда телепроектов, посвященных культурному наследию Беларуси. На этот раз объектом его интереса будет старый город, который, возможно, помнит шаги Якова Балглея. Устроители мероприятия не теряют надежды на то, что не все нити, ведущие из Бреста к парижскому художнику, оборваны и что со временем удастся узнать о нем побольше.

Людмила Бунеева

4798
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

«Волшебная флейта» Концерт-творческая встреча на «Малой родине» с...
443
Концерт, посвященный 100-летию Независимости Польши Польский хор «Згода» дает...
1671
«Я дышу тобой» Талантливый и харизматичный российский певец АРТУР (Руденко) -...
2500
КОНЦЕРТ ПАМЯТИ Известная брестская певица, музыкант и педагог Людмила Владимировна...
3033
В Польше вспышка кори. Вы привиты?






Ответить
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить