23 апр / 2019
23 апр / 2019
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°

Король и шут

25 февраля 2011

Что-что, а хранить в тайне предстоящую постановку в Брестском театре кукол умеют. Можно по нескольку раз в неделю общаться с директором или его замами и оставаться в полном неведении насчет того, какой сюрприз готовят нам актеры. Вот и «Король Лир» свалился нам на голову совершенно неожиданно. Даже не осталось времени на то, чтобы перед общественным просмотром 22 февраля перечитать изрядно подзабытый текст пьесы.

Еще днем раньше автор этих строк заглянула на технический прогон спектакля. Ступив в темноту зала, была буквально заворожена действом, разворачивающимся на подмостках. Король Лир делил владения между дочерями и в угоду собственной гордыне требовал от них славословий. Сцена была настолько отточенной и захватывающей, что подумалось: наверное, режиссер привез «своих» актеров. Даже интересно стало: а как же «варяги» будут успевать приезжать на спектакли? Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что среди исполнителей приезжих нет. Все свои!

Это к тому, что шекспировский сюжет, талантливый перевод Бориса Пастернака, интересная режиссерская задача высветили в хорошо знакомых актерах новые грани.

На общественном просмотре зал был полон. Некоторые зрители даже пришли с цветами, несмотря на то что это был предпремьерный показ.

…Шут (Дмитрий Нуянзин) везет в тележке короля Лира (Владимир Тевосян). На царственном безумце веночек из цветов. К груди он прижимает куклу, напоминающую ему о любимой, но отвергнутой им дочери Корделии. Так в ткань действа входят куклы. Здесь они выступают двойниками действующих лиц, то напоминая об отсутствующем человеке, то являясь «спарринг-партнером» в воображаемом диалоге… Некоторые герои и вовсе существуют только в виде кукол.

Прежде чем король Лир дарит Гонерилье (Руслана Соколова) и Регане (Светлана Шутак) по полцарства, а нелицемерную Корделию (Лилия Верста) прогоняет ни с чем, мы видим эту ситуацию, разыгранную куклами в руках у Шута. Единственные зрители этого представления, король Лир с Корделией, смеются, не предполагая, что скоро тот же сюжет повторится с их непосредственным участием. Только уже не как шутка, а как трагедия.

Шут (Дмитрий Нуянзин).
Шут (Дмитрий Нуянзин).

А еще спектакль населен типами-масками, не рассчитанными на движение. Они – на плащах у героев, на бортиках тележки. Из-за светящихся «глаз» масками выглядят даже деревянные конструкции декораций.

«Король Лир» – дипломная работа Алексея Уставщикова, выпускника Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Только не следует воспринимать его как юного студента. Это второе высшее образование Алексея. Первое он получил в Екатеринбургском театральном институте по специальности «актер драматического театра и кино» и после этого семь лет работал в театрах Кирова, Калининграда, Екатеринбурга. С 2000 года живет в Санкт-Петербурге. Занимался драматургией. По его произведениям в российских театрах поставлен ряд спектаклей. Сейчас осваивает профессию режиссера театра кукол. Спектакль в Бресте – его дебют на этом поприще.

Художник-постановщик Анастасия Кардаш, режиссер-постановщик Алексей Уставщиков (в центре), композитор Артем Алендеев.
Художник-постановщик Анастасия Кардаш, режиссер-постановщик Алексей Уставщиков (в центре), композитор Артем Алендеев.

Ближайшие сподвижники по постановочной группе связаны с ним тесными узами. Художник-постановщик Анастасия Кардаш – супруга, композитор Артем Алендеев (кстати, архитектор по основному роду деятельности) – друг юности.

Алексей Уставщиков говорит, что замысел поставить «Короля Лира» он вынашивал двенадцать лет. Чтобы адаптировать литературный шедевр к кукольной сцене, пришлось убрать из сюжета некоторые побочные линии, сократить число действующих лиц. К тому же у Алексея собственное прочтение этой истории.

– Я смотрел фильмы Григория Козинцева, Питера Брука и других талантливых кинорежиссеров о короле Лире, – рассказывает Уставщиков. – И всегда мне не давал покоя вопрос: почему этот правитель раздает свое государство, почему так легко расстается с короной? Разрушить всегда легче, чем создать. Я хотел показать, что король Лир не имел права посягать на тот миропорядок, который создавал сам. Мой спектакль в первую очередь об ответственности.

На сцене – деревянные конструкции в виде землемерного циркуля. Расширяя и сужая свой «шаг», они превращаются в арки и колонны, порталы замков и своды тюрьмы. С ними ведут беззвучную перекличку их миниатюрные подобия – маленькие треугольники из старинных кельтских шахмат, за которые время от времени усаживаются действующие лица спектакля. Режиссер не уверен, играли ли в древнюю игру «фидхелл» в эпоху Шекспира, но привнесение ее в сюжет высекает дополнительные смыслы. Например, когда на полу расстилается клетчатый плед и незаконнорожденный сын графа Глостера Эдмонд (Роман Пархач) азартно двигает по клеткам треугольники, это значит, что родилась новая интрига, продумана очередная комбинация, призванная стравить врагов, к которым герой причисляет собственных отца и брата.

– Перед актерами в этом спектакле стоят сложные задачи, – говорит режиссер. – Во время действия на сцене сосуществуют сразу четыре театральные системы: дель арте, театр отстранения, театр представления и театр переживания. Это требует от актеров огромной самоотдачи и напряжения сил. И они с этой задачей справились.

Что касается такого героя, как Шут, то в брестской версии ему отводится особая роль. Он – и советчик, и сопереживатель, и пророк. Кстати, он носит шотландскую мужскую юбку – килт. Почему?

– Через этот элемент одежды я хотел сказать, что Шут, ко всему прочему, – это еще и нянька, мамка, оберег короля Лира, – поясняет режиссер.

Спектакль запоминается выразительной сценографией. В нем есть вершины, связанные с игрой актеров. Но в то же время, на мой взгляд, ему не удалось избежать ребусов, которые заставляют зрителя ломать голову. Порой вообще кажется, что тот или иной символ либо знак понятен лишь режиссеру-постановщику. Возьмем, к примеру, финальную сцену спектакля, пронзительно сыгранную Дмитрием Нуянзиным. Шут – этот верный раб, воплощение служения и терпения – снимает свой колпак и швыряет королю Лиру: «Дяденька, ты свой колпак забыл!» И мы видим, что у Шута седая голова, а в глазах стоят слезы. Нельзя не ощутить меру его страданий. Он не смог уберечь от опрометчивых шагов своего повелителя. Не смог уберечь королевство.

Так поняла финал не одна я. Но, оказывается, эта трактовка неверна. Закручено намного сложнее. Все, что доселе происходило на сцене, – сон Шута. Вещий сон, который после слов короля «Подайте карту!» начнет превращаться в кошмарную явь.

Спектакль только начинает жить, а значит, будет шлифоваться, совершенствоваться. Главное уже достигнуто: новая работа получилась яркой, не повторяющей предыдущие и заставляет о себе говорить.

Людмила Бунеева

8190
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Джаз за чашкой чая Ансамбль «Music Time» (художественный руководитель Светлана...
667
Внимание! По информации областной филармонии, концерт Игоря Корнелюка 13 апреля ОТМЕНЕН....
1398
В пятницу Брест принял звание столицы СНГ в культурной сфере. Среди номеров праздничного...
1536
Круглый стол программы «Брест - культурная столица СНГ 2019» открылся в помещении...
1464
Знамя с царским гербом в брестской школе – нормально?









Ответить