17 фев / 2019
17 фев / 2019
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Лирика в ювелирике

26 ноября 2010

– Николай Петрович, так Вы со следующей недели – пенсионер?

– Слово какое нехорошее! Не люблю его.

– Для Вас 60-летие – это чисто условная черта или жизнь кардинально поменяется?

– Конечно, поменяется. Начну разводить пчел и ходить на рыбалку.

Разумеется, все это «жарцiкi». Для людей творческих если и наступают времена заслуженного отдыха, то очень нескоро. Бывает, и никогда. А художника-эмальера Николая Кузьмича невозможно представить без его дела.

Место, где работает Николай Петрович, напоминает нечто среднее между химической лабораторией и слесарной мастерской. Многочисленные склянки с разноцветным порошком (так выглядит эмаль до обжига в печи) соседствуют с наборами пассатижей, напильников. Добавьте сюда шпатели разных форм, кисти, ступки, микроскоп, печь, десятки инструментов вовсе непонятного назначения… Кажется, при таком обилии всевозможных предметов никак не уйти от беспорядка. А у Кузьмича – чистота, и каждая вещица знает свое место.

В этом заслуга супруги мастера Татьяны Владимировны, но и таково требование самой профессии. Любая соринка, попав в эмаль или в металл, способна свести на нет весь результат труда.

А в мастерской Кузьмича рождались произведения, ставшие национальным достоянием Беларуси. И первым в этом ряду стоит воссозданный крест Евфросинии Полоцкой, который в 1997 году занял подобающее ему место не только в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, но и в духовной жизни православной Беларуси.

Фотографии на стене мастерской доносят до нас облик тех, кто стоял у истоков этого, как сейчас модно говорить, проекта. Вот Леонид Алексеев, известный российский историк и археолог. Это он обнаружил в Ленинградском архиве стеклянные фотопластины с изображением креста Евфросинии Полоцкой и много лет посвятил изучению белорусской святыни. (Кстати, в январе 2011 года на Витебщине пройдут торжества, посвященные 90-летию со дня рождения этого ученого.) Рядом с ним Татьяна Ивановна Макарова, знаток древневизантийских эмалей. Здесь же общественные деятели, которые инициировали мероприятия по воссозданию креста.

– Леонид Алексеев умер в 2008 году, – объясняет Николай Кузьмич. – В прошлом году такой же осенью ушла из жизни и Татьяна Макарова. Царствие им Небесное! Анна Сурмач живет в Праге. Михаил Хомич серьезно болен...

Идеи и творения переживают своих носителей и создателей. Казалось, все происходило сравнительно недавно, а посчитать – с того момента, как Кузьмич приступил к работе над крестом Евфросинии Полоцкой, прошло 17 лет.

Но связь с Полоцком – духовная и творческая – не прервалась. Потом поступил заказ на изготовление ставротеки (хранилища) для креста, а затем – серебряной раки для мощей преподобной Евфросинии.

Автору этих строк посчастливилось быть в Полоцке 4 июня 2007 года, в день перенесения гроба с мощами преподобной в новую раку. Торжества проходили при огромном стечении народа. После завершения вечерней службы присутствующие устремились к гробнице, которая своим приглушенным блеском напоминала драгоценный слиток и утопала в белых розах и лилиях. Людей было не счесть. Среди столпотворения возвышалась богатырская фигура Николая Кузьмича. Увидев меня, Николай Петрович знаками показал: становись за моей спиной и пройдешь. Но пробиться к Кузьмичу не удалось. А так хотелось оказаться свидетельницей встречи мастера со своим творением, ставшим реликвией. Увы… Да что говорить, сам Николай Петрович не смог подойти к своему детищу, которое начало жить своей, отдельной жизнью, и смиренно ждал вместе с помощниками, когда храм опустеет.

Сейчас над ракой с мощами великой полочанки возведен художественно оформленный навес на столбах – сень. Кузьмич делает для нее десять серебряных лампад, которые явятся завершающим штрихом в создании сакрального пространства. Восковые модели светильников можно увидеть в мастерской. Работу над ними Николай Петрович планирует закончить в начале будущего года.

Похоже, преподобная Евфросиния Полоцкая опекает Кузьмича. Ведь деятельность мастеров, подобных ему, а значит и способность оплачивать аренду дорогой мастерской полностью зависят от поступления заказов. И они приходят, когда, казалось бы, повода для оптимизма нет. Например, сейчас художнику-эмальеру заказаны два оклада для икон в Свято-Воскресенский храм города Дисны. Там идут приготовления к прославлению в лике святых новомучеников иерея Константина Жданова, и планируется к празднику воссоздать серебряные ризы к чудотворным Богородичным иконам.

На вышеупомянутых полоцких торжествах Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет так в своей речи описал момент, когда человек оказывается наедине со святыми ликами: «Лицом к лицу с Историей… Глаза в глаза с Вечностью». Именно так работает наш современник Николай Кузьмич: лицом к лицу с Историей, глаза в глаза с Вечностью.

Но в данный момент перед мастером находятся творения другого характера. В декабре в столичном Музее современного изобразительного искусства будет проходить персональная выставка его работ «Ювелирика».

Вообще, «ювелирика» – это термин. Обозначает он всю совокупность предметов ювелирного искусства, созданных художником. Но, когда видишь то, что будет предложено к экспонированию Кузьмичем, понимаешь: неслучайно в названии выставки слышится слово «лирика». Вот еще не собранное на нитку колье в виде стаи птичек. От бронзовых фигурок с перьями-извилинками исходит такой аромат старины, что кажется, будто они не сотворены в наше время, а найдены при раскопках какого-нибудь древнего кургана.

А вот серия эмалевых брошей, представляющих собой черно-желто-серые квадраты с вкраплениями жемчуга – словно Млечный Путь разрезали на двенадцать фрагментов.

– Тут вторую полосочку надо добавить – динамики будет больше, – это мастер обсуждает изделие с сыном.

Петр учится в Белорусской академии искусств и приехал на выходные, чтобы помочь отцу подготовиться к выставке. Сейчас они разговаривают почти на равных.

– В экспозиции будут представлены мои авторские работы, в основном новые, – поясняет Николай Петрович. – Это мой взгляд, мое видение. Выставка почти готова, дома выложена на полу.

Покидая мастерскую, я спросила эмальера, а знает ли он, какое событие отмечается в день его рождения? 28 ноября – праздник Купятичской иконы Божией Матери. Той самой, с которой неразрывно были связаны события жизни преподобномученика Афанасия Брестского. Кстати, тоже утраченная святыня. Вот ее изображение в иллюстрированном календаре. Не знаю, зацепило ли это мастера, но взгляд у Николая Петровича стал таким, каким он обычно всматривается в свое творение. Икона что, была на металле? Известно ли, какого размера? Имеется ли где-нибудь описание?

Как знать, может, это тоже был исторический момент, как многое из того, что происходит в мастерской заслуженного деятеля искусств РБ Николая Кузьмича?

Людмила Бунеева

2724
0

Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Новая программа Сергея Любавина Российский автор-исполнитель Сергей Любавин...
587
Лучшие хореографы, вокалисты, театралы и инструменталы получат шанс пробиться на...
971
Песни любви Истории прекрасных дам, вдохновляющих великого поэта на создание...
1414
Известный российский хореограф, режиссер, актер Егор Дружинин прибыл в Брест 3 февраля в...
2199
Кто в большей мере должен отвечать за безопасность детей в школах:









Ответить