19 ноя / 2017
19 ноя / 2017
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Какие изменения могут ожидать гимназии и как это повлияет на систему среднего образования?

05 ноября 2017

Преподаватели и учащиеся уже подводили итоги первой четверти и планировали во время небольших каникул сделать передышку в учебном ритме, как страну всколыхнула новость: со следующего года в гимназиях планируют отменить вступительные испытания в 5-й класс, а детей будут набирать по территориальному признаку. Кроме того, в гимназиях и школах планируют сделать одинаковой учебную программу вплоть до старших классов. Для чего это делается и к чему это может привести?

Новости Бреста

Причины будущей реформы

Пока новые изменения, о которых идет речь, еще не подтверждены законодательно. Но этот вопрос уже широко обсуждается, и в Министерстве образования дают комментарии по этому поводу. Как сообщила пресс-секретарь ведомства Людмила Высоцкая, со следующего года планируют отменить вступительные испытания в 5-й класс гимназий. Набирать учащихся будут по прописке, как и в любое другое учебное заведение общего среднего образования. Кроме того, вплоть до старших классов учебная программа в гимназиях и школах будет одинаковой. Сейчас же есть различия: с 5-го по 9-й класс в гимназиях на час больше в неделю математики, а также на два часа – иностранного языка. 

Будущие изменения Министерство образования аргументирует несколькими причинами. Одна из них – это позволит избавить детей от стресса, который те испытывают при поступлении в гимназии. Также, с точки зрения ведомства, дети в возрасте 4-го класса еще не осознают, что им нужно, и чаще за них выбор делают родители. А к старшим классам ребенок сможет уже сделать свой осознанный выбор: остаться в средней школе, пойти в среднее специальное или профессионально-техническое учебное заведение либо же в класс, где на повышенном уровне будут изучать отдельные предметы. Также недавно в интервью  СМИ министр образования Игорь Карпенко отметил еще одну причину будущих преобразований: «Тенденция отбора детей не должна превращаться в соревнование кошельков родителей или бизнес: этот может нанять репетитора, этот не может. Поэтому мы должны создать равные условия».

Полной картинки и представлений о том, как будут трансформированы гимназии, еще нет. Все в том же интервью Игорь Карпенко намекнул о возможности создания гимназических классов и в обычных школах, а также сказал, что не просто будут отменять экзамены в 5-й класс, а выстроят целую цепочку последовательных нормативных движений, которые позволят целостно эту систему отрегулировать.

Что будет с гимназиями? 

Этот вопрос сейчас волнует многих учителей, детей и их родителей. Останется ли в гимназиях необходимость, если учитывать будущие изменения? Будут ли они отличаться чем-то от обычных школ? Министерство образования успокаивает, мол, никто гимназии закрывать не планирует и никто не будет отчислять гимназистов, которые уже учатся в таком учебном заведении. Людмила Высоцкая высказала мнение, что в целом различия в программе между школой и гимназией минимальные. И уровень знаний во многом зависит от преподавателей. С этим мнением склонны не согласиться работники учебных заведений. Заместитель директора по учебной работе учитель математики гимназии № 4 Инна Курниц не один год проработала в школе, поэтому хорошо знает разницу между двумя типами учреждений:

– В гимназии собраны учащиеся, которые мотивированы на получение знаний, обучаются на достаточном и высоком уровне, в то время как в школе – в основном дети со средним уровнем знаний. Поэтому, придя на урок в гимназию, преподаватель решает с ними задания более высокого уровня, а в школе педагог ориентируется на способности большинства. В классе, в котором обучаются высокомотивированные учащиеся, дети имеют возможность получать больше знаний.

Не одобряют педагоги и желание сделать гимназическую программу обучения только в старших классах. 

– Актеров, музыкантов и спортсменов мы готовим с детского садика. Этого требует и воспитание умных, талантливых и способных детей.  Конечно, и в школе, в и гимназии такая возможность есть. Однако если в 5-9-х классах не заложена эта база, то в 10-м классе учащемуся очень сложно показать высокий уровень успеваемости, – говорит директор гимназии № 2 Роман Граничный. – Если отменить вступительные испытания в гимназию и уравнять количество часов по учебным предметам, то и понятие гимназии нужно отменять. Потому что разница между этими учреждениям будет только в названии.

Обеспокоены педагоги и директора гимназий и еще одним вопросом: что будет с кадрами? Если программу приравняют к школьной – сократятся часы занятий по математике и иностранному языку. Следовательно, необходимо будет уменьшать штат педагогов по этим предметам. 

Какова цель?

– Мы уже привыкли к тому, что систему образования постоянно реформируют. Но хотелось бы, чтобы реформы хорошо продумывались от начала до конца. Новые изменения в сфере среднего образования ни к чему хорошему не приведут: гимназии станут обычными школами. Но для чего это делать? Какая цель? – задается вопросами директор гимназии № 4 Елена Шкулепа.

И этот вопрос возникает не беспочвенно. Гимназии начали появляться в Беларуси еще в 90-е годы. И с тех пор их деятельность доказывает свою эффективность. Посудите сами. В прошлом году в Ленинском районе города по итогам учебного года из 39 медалистов 20 наград получили выпускники гимназии № 1. В гимназии № 2, как сообщил директор, по итогам минувшей вступительной кампании 86 % выпускников поступили в вузы. Из них 67 % – на бюджет. Можно продолжать приводить подобные цифры.

Возможно, все вопросы и сомнения по будущим изменениям вскоре развеет Министерство образования. Но все же возникает мысль: не приведет ли очередная реформа к тому, что через пару лет мы начнем восстанавливать гимназии, как сейчас пытаемся восстановить профильное образование в школах, которое несколько лет назад было уничтожено?



Будущие изменения в гимназиях вызывают противоречивые мнения. Есть сторонники этой реформы, есть – противники. Представляем несколько мнений по этому вопросу:

 

Анна, мама четвероклассника:

– Многие говорят: вот, посмотрите, какой хороший процент сдачи ЦТ у учеников из гимназии и лицея по сравнению с обычными школами. Но ведь никто не будет отрицать, что поступают только лучшие из лучших. Последние годы конкурс настолько высок, что даже дети, которые учатся на 9, могут остаться в стороне. Вот и получается, что гимназия аккумулирует изначально только самых сильных учеников. Базу же ставят в обычной школе. Для себя сделали вывод, что лучше нанять репетиторов по ключевым предметам и остаться в обычной школе, чем поступать в гимназию и посвящать все свободное время учебе. Но это не значит, что от профильных заведений стоит избавляться. Право выбора должно быть у каждого. 9-й класс – это слишком поздно для распределения, да и для этого есть лицеи. Если ребенок тянется к знаниям, ему нравится учиться, то ему комфортнее будет делать это в кругу единомышленников.


Артем Парафенюк, студент 4-го курса БрГТУ, выпускник гимназии № 4:

– Гимназия должна оставаться гимназией. Уровень знаний выпускников этого учебного заведения отличается от уровня знаний выпускников школ. У первых он выше. Разницу видишь потом и в университете. Учащиеся гимназий участвуют в различных программах, пишут научные работы, что потом оказывается полезным в вузе. И процент поступления в университеты среди гимназистов выше. У нас из всей параллели только 2 или 3 человека не поступили. Гимназии дают хорошую учебную базу. Почему бы не оставить возможность умным мотивированным детям получать хорошие знания? Говорят, в гимназиях слишком большая нагрузка. Не согласен. В этом возрасте самое время впитывать в себя как можно больше информации. 


Игорь Степанович, репетитор по математике:

– У меня занимаются как ученики школ, так и гимназий. И в тех, и в других учебных заведениях есть очень сильные ребята. Определять после начальной школы судьбу ребенка с помощью экзаменов на понятие «способный» или «неспособный»... Я не знаю, насколько это правильно. У меня нет ответа на этот вопрос. Считаю, что главное в хорошем образовании ребенка – учитель, который дает ему необходимую базу знаний.

Светлана Яценюк

3368
5
Меня это радует (6.3%)
Мне все равно (6.3%)
Мне это интересно (75%)
Меня это злит (12.4%)
i.местный
08.11.2017 14:18
ответить ответить с цитатой
Егор Р. >>> Останься эти ученики в своих школах, уровень их образования был бы не хуже -- как сказал великий Жванецкий: "можно спорить о вкусе кокосовых орехов -- с теми, кто их ел". Неправда.
Станислав >>> опять кто-то кое-где почему-то кому-то что-то должен?... )))
Педагог >>> Не надо всё упрощать и сводить к "социальной несправедливости" (именно в кавычках). Вы же понимаете, что все люди разные и, соответственно, есть несколько категорий школьников: кто-то хочет и может учиться; некоторые могут, но не все хотят напрягаться; некоторым и родителям и детям школа вообще в обузу; есть такие, кому и стандартная программа не под силу, и т.д. То есть -- некоторым школьной программы просто мало, а кому-то даже её много. Обучение эффективно при более-менее однородном составе обучающихся, а вы хотите всех их посадить на соседние парты, чтобы все учились по одной программе. Вы что, враг своей страны -- "we don't need your education"(c)?

Каждая категория школьников имеет право и должна учиться соответственно своим возможностям, для этого и существует несколько типов средних учебных заведений. Но вот если "далеко не все гимназисты дотягивают до уровня среднего школьника"(с) и они оттуда не отчислены -- это уже вопрос к конкретных гимназиям, надо это контролировать и (возможно) лишать некоторых статуса. Лично я заканчивал школу №1 ещё "до гимназии". И да, там всегда было деление параллельных классов на "нормальные" и "продвинутые", но тогда почему-то никто особо не парился "кастовостью". Может, дело не в гимназиях и "кастовости", а в комплексах народных -- "разруха не в стране"?
Антон
08.11.2017 13:13
ответить ответить с цитатой
Тот факт, что правительство постоянно реформирует систему образования говорит о том, что там понимают: система образования прогнила насквозь и не выполняет свои функции. К сожалению, видимо никто не имеет четкого понимания, что делать, отсюда шараханья из стороны в сторону. Главная причина, в принципе очевидна, и не имеет решения в нынешней политико-экономической ситуации: низкие зарплаты и низкий престиж профессии учителя, из-за чего работать в школе в основном остаются те, кто не может найти более высокооплачиваемую работу или "идейные". Последних мало. Второй негативный момент - желание пригрести всех под одну гребенку некими стандартами, в надежде, что учителя на местах сами разберутся и поддержат талантливых учеников. Но (см. предыдущий пункт) учителя на местах вряд ли в чем-то особо заинтересованы, за редким исключением.
Егор Р.
08.11.2017 08:42
ответить ответить с цитатой
Успех гимназий, о котором нам говорят в статье, -- это мыльный пузырь: в данные учебные заведения стремятся попасть изначально умные дети, которых там не растили. Конечно, когда 1-я гимназия насобирала со всего города (так сказать, с миру -- по нитке) отличников, то у неё будет в итоге 20 медалистов в год, а в школах, из которых эти дети ушли, не будет ни одного. Останься эти ученики в своих школах, уровень их образования был бы не хуже: и там и там работают учителя, которые закончили преимущественно один и тот же вуз: БрГУ им. А.С. Пушкина.
Станислав
07.11.2017 15:38
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Педагог
Полностью поддерживаю - поскольку аттестат о среднем образовании выдается одной формы, то и средние школы должны быть в одинаковых условиях. Кроме того, что это за гимназии, если в них ничего не изучают ни из латыни, ни из греческого - одно название. Еще и лицеи надо закрыть - ученик должен обучаться в своей школе с первого по последний класс.
Педагог
05.11.2017 17:54
ответить ответить с цитатой
Двумя руками поддерживаю эту реформу. Существование гимназий - это пережиток шараханий конца 80-х-начала 90-х гг. прошлого века, когда главное было высосать из пальца что-то подзабытое, даже если проку в нём изначально было немного. Гимназии, как и следовало ожидать, очень скоро превратились в места, куда "сливки общества" определяли своих чад, дабы они не "сквернились" общением с детьми из более простых семей. Индийская кастовость пришла и к нам. Да, правильно, в гимназиях уровень преподавания выше, чем в школах, но за счёт чего? А за счёт того, что те самые "сливки общества", которые могут дать своим детям больше, чем другие, и чьи дети могли бы помогать одноклассникам, искусственно изолированы от остальных детей. В школах таких детей остаётся меньше. Существование гимназий в нынешнем виде - это пример социальной несправедливости и заморачивания детей на том, что одни из них по факту рождения в определённой среде априори элита (способности здесь дело второстепенное), а другим ни на что особое рассчитывать не приходится. Поговорите с репетиторами, и они подтвердят, что далеко не все гимназисты дотягивают до уровня среднего школьника, хотя за те же знания имеют порой более высокие баллы (статус заведения принуждает завышать отметки).
В средней школе № 1 г. Бреста впервые открыли специализированный класс для ребят,...
999
0
В субботу торговый центр «Дидас Персия» на Советской, превратился в самый...
2405
0
Педагоги и учащиеся гимназии отметили юбилейную дату в городском Доме культуры. А...
981
0
Наверное, точно так же чувствовал себя Незнайка в Солнечном городе. В гуще...
2251
0
Готовы ли вы жертвовать средства на подготовку к 1000-летию Бреста?






Ответить
usd 2 2.01
eur 2.36 2.37
rur 3.33 3.39
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari