18 окт / 2017
18 окт / 2017
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°
Колонка Б. Павловского. Не верь глазам своим

Проект "Колонка Б. Павловского"

23 сентября 2017

Студенты пришли в гости к старому профессору. Он предложил им кофе и вынес поднос с самыми разными чашками – фарфоровыми, пластиковыми, стеклянными. Когда гости разобрали чашки, профессор заметил: «Все дорогие и красивые чашки разобраны. Никто не выбрал простую или дешевую. Желание иметь для себя только лучшую форму и есть источник всех ваших проблем. То, что вы действительно хотели, – это кофе. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки»...

Новости Бреста

Так что все-таки важнее в нашей жизни – форма или содержание? Этот скользкий как лед вопрос иногда задаешь себе, взирая на современные реалии. Часто, концентрируясь на чашке, мы забываем насладиться вкусом кофе. Нам важнее именно форма. С точки зрения ценителей кино, театра или живописи это отчасти оправданно. Однако вся история искусства свидетельствует о том, что ценность и сила воздействия напрямую зависят и от выразительности художественной формы, и от ее соответствия содержанию. Увы, но сегодня мы зачастую замечаем, что форма вдруг начинает жить отдельной жизнью. Из полезного навигатора она превращается в инструмент манипуляции и обмана. Причем не только в искусстве, но и в повседневной жизни. 

Помните, еще месяц назад педагогов, а вместе с ними учеников и родителей переполошила новость о возможном возврате к пятибалльной системе оценки знаний. Этот вопрос, конечно, можно долго обсуждать, придавая ему большую значимость, когда успешно решаются другие проблемы отрасли. Но, положа руку на сердце, так ли уж безукоризненно все в нашей образовательной системе? А если нет, то сильно ли она изменится в лучшую сторону, если высший балл снова разделить на два?

Ну да Бог с ними, с оценками. Давайте мысленно зайдем в супермаркет, на почту, в банк, в любое иное учреждение, сверкающее последними изысками интерьерного дизайна. А там из пяти-шести касс работают две. Соответственно, очередь к ним тянется, как время для сидящего на раскаленной сковороде. Поверьте, у человека спешащего (таковых теперь, увы, большинство) негативных эмоций от долгого ожидания будет на порядок больше, нежели от созерцания стен в духе советского минимализма. Нет, эстетика быта, конечно же, важна, а красота в двадцать первом веке не менее способна спасти мир, чем за двести лет до того. Хорошо бы, однако, красивую форму дополнить столь же красивым содержанием, в данном случае обслуживанием. Еще один пример – маршрутные такси. Замечательно, что власти озаботились их внешним видом, потребовав за два года унифицировать бусики в определенных стандартах. При этом очень хочется верить, что водители заменят не только металл, но и свое отношение к пассажирам, будут ездить строго по расписанию и не станут съезжать с маршрута, даже если в салоне останется только один человек. 

У иностранцев наша страна зачастую ассоциируется с чистотой и порядком, что само по себе неплохо. Определенный имидж, надеюсь, рано или поздно сыграет свою позитивную роль. В то же время примеров откровенного беспорядка, неэффективного использования средств тьма-тьмущая. И вот парадокс: чем дальше от центральных улиц и магистралей – тем их больше, черт возьми. В геометрической прогрессии. Мы нередко гордимся тем, что не пустуют наши поля, не зарастают бурьяном, как у соседей. Посмотришь из окна проезжающего автомобиля: глаз радуется. Действительно, как здорово, каждый клочок засеян! А включишь извилины и подумаешь: ведь выращенный буквально в двух метрах от оживленной трассы корм будут есть буренки, молоко от которых завтра или через месяц появится на наших столах. Вот и получается, как в той басне: не верь глазам своим. 

Намедни узнал из источников, заслуживающих доверия: оказывается, наше Министерство образования негласно решило стимулировать вузы, чтобы у них на каждой кафедре было хоть по одному профессору. В некоторых университетах стали исполнять высокую задумку с бюрократической изобретательностью, достойной пера Ильфа и Петрова. Оформляя на пол- или даже четверть ставки профессоров с других кафедр, зачастую непрофильных. К примеру, на кафедре экономики вдруг появился профессор филологии, а среди математиков – доктор технических наук. Так что профессора нынче буквально нарасхват. Не удивлюсь, если кто-то из них выставит на аукцион свое право занять вакантную должность. В духе времени, так сказать. И все же не теряю надежды, что подавляющее большинство из них не способны променять свою интеллигентность на предложения чиновников от образования. Зато могут непринужденно беседовать со студентами за чашкой чая или кофе, доказывая им вечную как мир мудрость: не все золото, что блестит.

Борис Павловский

895
2
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (57.1%)
Меня это злит (42.9%)
АБВГД
23.09.2017 22:47
ответить ответить с цитатой
На безрыбье и рак рыба.
Педагог
23.09.2017 20:48
ответить ответить с цитатой
Да, проблем в образовании хватает. И всё же зря Вы, Борис, считаете, что система оценок не среди важнейших. Дело в том, что в 10-балльную систему изначально было заложено практически невыполнимое содержание: требования для 4-го и 5-го уровней для тех немногих, кого Президент метко назвал "яйцеголовыми". Если строго придерживаться прописанных требований, то у большинства детей желание учиться будет убито окончательно. Именно поэтому здравомыслящие учителя стараются толковать 10-балльную систему не по букве, а идя от жизни. Но здесь возникла другая проблема: прописанные требования невыполнимы, а непрописанное каждый понимает как хочет. Вот и оказывается, что за схожие знания разные учителя могут поставить 5, 7, 10 балов - и каждый может обосновать, что он прав. Поэтому сегодняшние аттестаты мало о чём говорят. В своё время 10-балльную систему многие восприняли с интересом, но к сегодняшнему дню она себя, по сути, исчерпала. Можно разработать под неё новые нормы, однако груз привычек неизвестно когда наполнит эти нормы живым исполнением. Поэтому надёжнее было бы вернуться к проверенной временем 5-балльной системе: она достаточно чёткая. Я не раз писал в комментариях, что главный бич школы - олимпиадная показуха, но Вы почему-то избегаете этого вопроса. Эта показуха наполнила жизнь школы лицемерием: рядовой школьник со своим внутренним миром и своими познавательными потребностями для школы (и немаловажно - для СМИ тоже) менее важен, чем "яйцеголовый", даже если он страдает манией величия, пренебрежением к одноклассникам и прочими пороками. Благодаря в том числе и вам, господа журналисты, школу из корпоративной среды искусственно пытаются сделать средой конкурентной. Но обязательно ли приобретать знания, распихивая и топча других детей? Разве школа как корпоративная среда не даст знания? Обязательно ли учителям совершать свой каждодневный труд, соревнуясь между собой в олимпиадном пустозвоне? Проблема школы в том, что её захлестнула суета. А вы, журналисты, этим пользуетесь. Один школьник где-то "прозвездел", у другого на почве недетской конкуренции сдали нервы и он совершил нечто роковое - вам-то что, обо всём напишите. Только не о том, что массовая школа по своей природе может быть корпоративной средой, а значит олимпиады - это короста на её теле. Но вот об этом вы почему-то не пишете.
Социологи продолжают рисовать коллективный портрет белорусов. Результаты недавних...
661
0
Каждый третий белорус не может похвастаться даже минимальными финансовыми знаниями –...
1144
0
Потребителей готовят к тому, что с 1 января мы будем оплачивать коммунальные услуги по...
765
0
В одной из прошлых публикаций мы позволили себе порассуждать о законах . Отмечали при...
835
0
Как вы считаете, есть ли в белорусской армии дедовщина?






Ответить
usd 1.96 1.96
eur 2.3 2.31
rur 3.39 3.43
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari