20 июл / 2018
20 июл / 2018
БРЕСТ
23°
25°
БРЕСТ
23°
25°
БРЕСТ
23°
25°
Бывший брестский «ИЛ» обретет новую стоянку под Минском

19 марта 2018

Современные дети, глядя на площадку у спорткомплекса на ул. Гаврилова, видят лишь пустующую местность с признаками разрушенного детского городка. Но совсем другими глазами на эту площадку смотрят дети 80-90-х. Ведь на территории, где сейчас выщербленная плитка, - еще менее 10 лет назад стоял настоящий самолет, гордость советской пассажирской авиации - «Ил-18». Это была местная достопримечательность, внутри которой действовал музей космонавтики. Но пожар, случившийся в салоне в 2003 году, перевел «Ил-18» в статус «бесхозного». Спустя 6 лет самолет демонтировали и увезли из города над Бугом в Музей авиационной техники, основанный на базе Минского аэроклуба имени С.И. Грицевца ДОСААФ в поселке Боровая. Как сейчас выглядит и «поживает» брестский самолет, выясняла журналистка «Вечерки».

Новости Бреста

«Внутри сохранность нулевая»

Музей авиационной техники располагается в нескольких километрах от Минска. Здесь, в Боровой, на одной площадке собраны 37 самолетов и вертолетов разных лет выпуска. Специалист музейного сектора, летчик-спортсмен Минского аэроклуба Сергей Юхневич проводит к одному из самых габаритных экспонатов - нашему «земляку» 36-метровому 4-моторному самолету «Ил-18»:

- Это наша гордость - один из первых «Ил-18» в мире и единственный сохранившийся в Беларуси. Самолет привезли в музей из Бреста в 2009 году. Для транспортировки пришлось его порезать на части. А здесь, в музее, «Ил-18» собрали, восстановили и покрасили.

Со времен Бреста крылатая машина значительно видоизменилась. Серебристая краска, которой в 2009 году была выкрашена практически вся обшивка самолета, теперь покрывает только днище основного корпуса и плоскости крыла. В остальном самолет «облачен» в белый цвет. Крупными синими буквами нанесена надпись «Аэрофлот». Утверждается, что тем самым технике вернули первоначальный вид, который она имела в год выпуска - в 1961 году.

- А что же внутри самолета? - интересуюсь у Сергея Юхневича.

- Ничего. Самолет в Бресте сохранился плохо. Он пережил пожары, выходки вандалов... Внутри сохранность экспоната нулевая. Из элементов есть разве что несколько шкафов для обрудования.

«Вывезли тонну мусора из самолета»

Доставка из Бреста в Минск «Ил-18» - работа трудоемкая. Самолет не только очень габаритный, но и тяжелый. Только одна лопасть винта весит 110 кг. Основатель музея и директор Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский (родом из Дрогичинского района) хорошо помнит все обстоятельства:

- Тележку для самолета пригнал из Смоленска, потому что в Беларуси не было приспособления для такого груза. Мы вынуждены были разделить «Ил-18» на части. Я отправил из Минска в Брест машину со всем необходимым оборудованием, чтобы обезопасить разборку самолета. Снимали киль, обе плоскости крыла (а размах крыльев у «Ильюшина» - 37,5 м), а также пришлось отрезать на 5 метров заднюю часть фюзеляжа, чтобы он мог вписаться в поворот на пересечении улиц Гаврилова-Московской. На главной дороге Бреста снимали линии электропередачи.

Новости Бреста

Перевезти самолет - полдела. Сборка авиатехники обратно и ее восстановление потребовали куда больших средств и времени. «Ил-18» был доставлен под Минск в мае 2009 года, а в июле состоялось торжественное открытие музея, когда самолет из Бреста наряду с другими экспонатами в целехоньком виде и со свежей краской встречал посетителей. Только и после этого работы по его восстановлению и реставрации шли на протяжении двух лет.

- Внутри, к сожалению, восстанавливать было нечего. Все уничтожил пожар. Вывезли из салона тонну мусора, - сокрушается Николай Мочанский.

Бой за каждый «МиГ»

Самолет «Ил-18» - не единственная техника с бывшей «пропиской» на территории Брестчины. Всего из области было привезено 22 летательных аппарата - 8 вертолетов и 14 самолетов. Среди них - «Миг-21», который ранее находился в деревне Малеч Березовского района, и «Миг-27», доставленный из Каменца. Сегодня эти экспонаты выглядят так, словно только вчера с завода. А вот Николай Петрович хорошо помнит (да и фотографии сохранились), в каком состоянии были раритетные машины.

- «Миг-27» в Каменце стоял в парке. Весь разбитый, ржавый, разрисованный... И нам его местные власти не хотели отдавать. «Ил-14» в Солигорске убрали из города на окраину, чтобы он там догнивал. Как только я приехал забирать технику, общество ветеранов воспротивилось этому. Зампредседателя райисполкома высказался, мол, платите нам деньги за летательный аппарат. Приходилось много раз, и не одному человеку, пояснять: либо этот самолет сгниет, либо он будет в музее. Чтобы восстановить авиатехнику, надо еще много денег вложить, - рассказывает Николай Мочанский.

Не просто было забрать в музей и брестский «Ил-18». Жители города возмущались и даже делали наклейки со словами «Куда уходит детство?» и обклеивали ими самолет. Увы, с 2003 года не нашелся, к сожалению, ни один бизнесмен или неравнодушный житель города, который взял бы на себя заботы о символическом объекте.

Новости Бреста

Пилотный проект

- Поддержки не было. Даже военные меня не понимали, когда я их просил помочь создать музей авиационной техники. Согласен был сделать его где угодно, лишь бы сохранить технику. Потому что в то время она резалась, уничтожалась - превращалась в металлолом. Идею создания музея выдвинул еще в 1998 году. Но никто меня на тот момент не поддержал, - рассказывает Николай Мочанский.

Невзирая на сопротивление, Николай Петрович постепенно начал собирать раритетную технику. На базе аэроклуба вместе с главными своими помощниками Анатолием Купреевым и Виктором Саковичем (тоже уроженцем Дрогичинского района) восстанавливали самолеты и вертолеты. Все это делалось за счет аэроклуба и спонсоров, собственно, как и сейчас. Как утверждает Николай Мочанский, в музей не вложено ни одного бюджетного рубля:

- Мы «Як-25» восемь лет восстанавливали, потому что денег не было. Собрали средства на банку краски - частично покрасили. Но я был уверен, что музей - это хорошее и нужное дело. И вот оно дало свои результаты.

Сегодня музей часто наведывают туристы и международные делегации. Ежегодно посещаемость увеличивается на 60 %.

«Ил-18» ждет новый переезд

Минский аэроклуб в 2021 году полностью сменит «место жительства». Из поселка Боровая переместится в поселок Липки (под Минском), где находится обновленный аэродром. Здесь уже построен современный комплекс Минского аэроклуба ДОСААФ, на базе которого обучают летчиков и парашютистов. В Липках полностью реконструированы взлетная полоса и площадка для вертолетов. В планах - построить кафе, гостиницу для летного состава и установить мемориальную доску в честь военных летчиков. На эту авиабазу, опять же построенную за счет спонсоров и средств аэроклуба, переместится музейный арсенал. И вновь каждый экспонат будет проживать процесс разборки-сборки.

- При необходимости выполним восстановительные работы. По их окончании в специальном ангаре посетитель музея сможет посидеть в кабине самолета или вертолета и почувствовать себя настоящим пилотом, - делится планами Николай Мочанский.

Остальные экспонаты, расположенные на улице, будут подсвечиваться. Перевозить экспонаты музея на новое место начнут уже с этого года.

ФОТО: Николая Чеберкуса, Светланы Яценюк и из архивов музея

2651
7
Меня это радует (30.4%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (52.2%)
Меня это злит (17.4%)
Алекс
27.03.2018 19:54
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Ворчун
Это делают такие же пособники, как и на советской в старых домах - старая отработанная схема.
Власть оворачивается,намекает, что делать, провоцирует ассоциальные элементы к загаживанию и воровству на нужном объекте. Объект приходит в значительную негодность. "Объявляется неожиданно" новый хозяин, берет по сниженной цене и - наводит красоту - сразу позитив радость и всеобщее веселье и похвалы в адрес "щедрого благодетеля".
Коррупция - это не 10 долларов инспектору Гаи или врачу.
ворчун
20.03.2018 15:29
ответить ответить с цитатой
А что это за двойник у меня объявился? Свое придумать не хватает фантазии?
Егор Р.
20.03.2018 11:48
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Ворчун
Так это не к брестчанам вопросы, а к администрации города: почему не заботились о музее на должном уровне. Если не охранять, к примеру, Музей спасённых ценностей, я первым пойду тащить из него к себе домой картины, иконы, скульптуры и ювелирные украшения. Потому что растащат другие или просто сожгут бездомные или подростки из неблагополучных семей, как, к слову, и было с этим самолётом.
Ворчун
19.03.2018 23:07
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Егор Р.
Не растаскивают, а спасают ценности от разграбления. По фото видно как местным нужен был самолёт: пожары, вандализм, граффити.
свистулькин
19.03.2018 22:29
ответить ответить с цитатой
Что имеем – не храним, потерявши – плачем…
Гость
19.03.2018 16:52
ответить ответить с цитатой
Установите Ту-154, или другой самолёт из Советской классики! Людям важно это место, как место встреч, как память.. И детский городок требует реогранизации, и полного переосмысления. Простым обновлением парка детских каруселей тут дело не обойдётся..
Егор Р.
19.03.2018 13:46
ответить ответить с цитатой
В Бресте и так нет достопримечательностей, так ещё последние серебряные ложечки под грохот революции растаскивают.
В рамках выполнения научно исследовательских работ Институтом истории Национальной...
337
Первым официально зарегистрированным в суверенной Республике Беларусь гербом города (в...
771
Е ще не было до конца ясно, станут немцы упираться под Брестом, не станут, но...
4735
Почти сто лет прошло со дня рождения защитника Брестской крепости Нурмаганбета...
583
Даст ли реальный результат председательство Марадоны в «Динамо Брест»?








Ответить
usd 1.99 2
eur 2.3 2.33
rur 3.1 3.18
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari