15 авг / 2018
15 авг / 2018
БРЕСТ
25°
27°
БРЕСТ
25°
27°
БРЕСТ
25°
27°
Жизнь за царя. Как Берестье в немилость Речи Посполитой попало…

Проект "Мгновения спрессованы в года, мгновения спрессованы в столетия…"

01 августа 2018

В середине XVII века практически завершился «золотой век» средневекового Берестья - процветающего города Великого княжества Литовского (ВКЛ), в котором действовали первые на территории современной Беларуси шпиталь, типография, одна из первых аптек и таможен. Город, где проводились сеймы, войсковые конференции, церковные соборы, бракосочетания могущественных магнатов, пал жертвой одной из «революций», которую многие историки до сих пор по привычке называют «антифеодальной войной 1648-1651 годов». Полное разрушение Берестья и его замка наступило чуть позже, но события восстания положили начало трагическим последствиям.

Новости Бреста

Все началось с Богдана Хмельницкого

После заключения акта Люблинской унии 1 июля 1569 года между польским королевством и ВКЛ об объединении в конфедеративное государство Речь Посполитая значительная часть современной Украины была непосредственно включена в состав королевства, как и часть западных земель ВКЛ (в основном входивших в состав Берестейского воеводства), лежащих за Бугом. Польские магнаты сумели на территории Украины воспользоваться всеми преимуществами, полученными от решений Люблинской унии. Более того, насаждали среди своих подданных католическую веру или, в качестве альтернативы, униатскую.

Однако большинство крестьянского населения современных Украины и Беларуси, территории которых входили в РП, исповедовало православие. Принятие Берестейской церковной унии (1596 год) привело лишь к возникновению новой ветви христианства - униатства. А затем наступил прогнозируемый конфликт. В один узел сплелось множество проблем - притеснение и своеволие магнатов, принуждение православных переходить в униатскую веру, желание украинской шляхты создать пусть и вассальное (то ли от Московского государства, то ли от Речи Посполитой), но свое государство.

Наиболее действенный протест против магнатов Речи Посполитой возглавил украинский гетман Богдан Хмельницкий. Восстание поднялось в начале 1648 года. Уже позже, после ряда побед и поражений, гетман согласился на вассальную зависимость от Московского царства. В ходе военных действий противников горели города, гибли мирные жители. Богдан Хмельницкий мечтал создать государство, включающее в свой состав в том числе и большую часть нынешней Брестской области. С этой цель гетман посылал отряды казаков и на Берестье. По свидетельству очевидца, казаки Хмельницкого (лично он не возглавлял наезд на Берестье) и вставшие на их сторону крестьяне и неимущие горожане не смогли взять Берестейский замок, но сам город разрушили, «учинив его с полем равным».

Уния как камень преткновения

Одним из идеологических лозунгов, говоря современным языком, для повстанцев было восстановление прав православной церкви в Речи Посполитой, нарушенных рядом монарших решений. Действительно, после принятия унии приходы православной церкви переходили под власть иерархов, принявших покровительство папы римского, а православная церковь формально оказалась вне закона. Но не все священнослужители и верующие приняли решение Берестейского униатского собора.

Правда, правительство пыталось взять ситуацию под свой контроль и шло на уступки православным. В 1632 году приверженцы православия сумели возвратить себе в Берестье «под именем церкви с монастырем св. Симеона Столпника». Власти де-факто признали случившееся. Более того, в 1633 году берестейские жители православного вероисповедания по привилею короля Владислава IV получили еще одну церковь - во имя Рождения Пресвятой Богородицы. Это было свершено на основании одного из решений сейма Речи Посполитой: «Чтобы во всех городах и местечках было возвращено неуниатам по одной церкви для совершения в ней православного богослужения». Но все это не могло удовлетворить нужды православных. В том же Берестье Свято-Симеоновский монастырь с церковью и церковь Рождества Богородицы находились на «задворках», на территории нынешних Гершон, которые вошли в состав современного Бреста уже в XXI веке.

Новости Бреста

Детектив от Афанасия

Главным идеологом борьбы с униатством в середине XVII века был Афанасий Филиппович, в конце своего жизненного пути ставший настоятелем Брестского Симеоновского монастыря. Жизнеописание его тернистого пути достойно детектива. Родился в Берестейском воеводстве около 1595 года. Был наставником некоего Яна Лубы (в наставники Афанасия определил сам канцлер ВКЛ Лев Сапега), которого при польском дворе прочили в очередные «Лжедмитрии», чьей задачей было занять царский престол в Москве. Иноземную авантюру раскрыл именно Афанасий Филиппович.

Бывший наставник лжецаря постригся в монахи. Служил в нескольких монастырях: Кутеинском (под Оршей), Межгорском (под Киевом), Дубойском и Купятичском (в окрестностях Пинска). В 1637-38 годах совершил поездку в Москву к царю Михаилу Федоровичу за пожертвованиями. С самим царем Афанасию встретиться не удалось (по крайней мере, свидетельств об этом не опубликовано). Но составленную им записку «История путешествия в Москву», в которой он и сообщил о подготовке нового самозванца, царь наверняка прочитал. В результате Филиппович вернулся на родину со щедрыми дарами.

В 1640 году был избран игуменом берестейского Симеоновского монастыря. И повел непримиримую борьбу с униатами. Дважды самовольно отправлялся на сеймы РП в Варшаву, где пытался донести королю правду о плачевном состоянии православной церкви. В первый раз был сослан в монастырь в Киев. В 1644 году был арестован как государственный преступник за открытие тайны Яна Лубы. Но по настоянию берестейцев в 1647 году был выпущен из заточения (до этого содержался и в тюрьме в Варшаве, и под жестким контролем в одном из киевских монастырей) и возвращен в Симеоновский монастырь.

После начала восстания 1648 года был 1 июля арестован по доносу некоего капитана Шумского за посылку «якись листов и пороху» казакам Богдана Хмельницкого. И хотя обвинение не было доказано, Афанасия Филипповича после жесточайших пыток в ночь на 5 (15 по современному стилю) сентября расстреляли. Вместе с ним было расстреляно еще 16 жителей Берестья, сочувствовавших восстанию.

Небесный покровитель Бреста

Сегодня Афанасия Филипповича вспоминают в основном как непримиримого борца за православие, он причислен к лику преподобномучеников Русской православной церкви. Частицы его мощей сохраняются в Симеоновском соборе Бреста, в конце XIX века на месте расстрела берестейского игумена была построена небольшая каплица, здесь же в 1996 году по благословению Священного Синода Русской православной церкви был основан Свято-Афанасьевский монастырь. Ежегодно 15 сентября свершается крестный ход от Симеоновского собора к монастырю.

Помимо всего, Афанасий Филиппович был блестящим публицистом, автором «Диариуша» - одного из первых литературных произведений автобиографического жанра и единственной полемической автобиографии в белорусской литературе.

Использованы материалы исследования А. Гладыщука «Замок Берестейский. Книга III. Res Publica».


Историческая хроника

5 июля 1613 года

Пожар уничтожил почти всю центральную часть Берестья.

1616-1619 годы

Засуха, поразившая всю территорию ВКЛ, и уничтожение посевов саранчой: «Того же року (1618 год) в Берестi гусеница була, цвіт і лист об'іла».

1619 год

Разрушительный ураган над Берестьем: «...бура була бардзо великая, iже все дерево по садах поломила і вежу замковую в Бересті з годзинником у воду вкинула»

1623 год

В Берестье построены деревянные костел и кляштор (монастырь) католического ордена бригиток. Создан высший орган самоуправления еврейской общины ВКЛ - ваад. Первый ваад состоялся в Берестье под руководством берестейского раввина Меира Валя.

1624 год

В Берестье построены деревянные костел и кляштор католического ордена бернардинок.

1633 год

Основаение иезуитского коллегиума (первые иезуиты появились в Берестье в 1609 году, официальная резиденция монашеского ордена начала действовать в 1619 году).

15 сентября 1648 года

Мученическая смерть настоятеля берестейского Симеоновского монастыря Афанасия Филипповича, православного покровителя Бреста.

Октябрь 1648 года

Захват Берестья казацким отрядом под командованием Максима Гладкого, после чего «все дворы шляхетские в пепел превращены». 


3511
10
Меня это радует (0%)
Мне все равно (4.5%)
Мне это интересно (81.8%)
Меня это злит (13.7%)
Alex.ayo
08.08.2018 15:10
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Станислав
Я тут в одном комментарии подсмотрел ответ на Ваш вопрос. У автора "Да вот, такая мысль" в самом низу.
ааааааа.всё не так))))))
08.08.2018 12:03
ответить ответить с цитатой
Станислав писал(а):
Меня в этой истории интересует один вопрос: "Почему авторы памятника изобразили Небесного покровителя благословляющего мирян пятью разверстыми перстами, в не тремя?"
Ну вам то .кухонно--диванным критикам виднее)))))))))))) В знак протеста не ходите к этому памятнику)))))))
Станислав
07.08.2018 21:54
ответить ответить с цитатой
Меня в этой истории интересует один вопрос: "Почему авторы памятника изобразили Небесного покровителя благословляющего мирян пятью разверстыми перстами, в не тремя?"
плюшкин
06.08.2018 16:07
ответить ответить с цитатой
Историю все перевирают как кому выгодно. летописцы тоже писали так как выгодно их хозяевам.
Если из истории убрать всю ложь......... Дальше вы знаете.
А. Воробей
06.08.2018 09:25
ответить ответить с цитатой
Alex.ayo писал(а):
Хотелось бы, чтоб тему все-таки раскрыли: почему "революция" и как берестейцы к этому действу относились.
Потому, что это видение автора.
В принципе, восстание Батьки Хмеля можно классифицировать как конфедерацию, характерную для РП-1. А брестчане относились - в зависимости от социальной и конфессиональной принадлежности.
Грубо: казаки прошлись по католикам и иудеям, освободившие город позже войска Радзивилла оторвались на тех, кто остался. Ибо жолнеры жили не только с жолда, но и с луп - что слупил, то твоё.
А. Воробей
06.08.2018 09:20
ответить ответить с цитатой
sa писал(а):
Поверхностная православная агитка, обмарали заодно уважаемого Гладыщука ссылками на его книги. Афанасий - чоткий предатель родины, а его житие еще ждет правдивого изложения. Прискорбно, что такие личности увековечены в виде памятников.
Чоткий - это посан из хабзарни. С семашками и в трениках.
Прежде чем писать бред, вызванный, похоже, чОтким похмельным синдромом, стоит попробовать разобраться в социально-экономических отношениях того времени, понять, насколько позволяют источники, ментальность людей.
Да вот, такая мысль
05.08.2018 15:21
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю sa
Не говорите о том, до чего не доросли. К тому же "чотко" - свидетельство вашего школьного уровня. "Православная агитка" - в принципе, тоже показатель глубины мысли. Если автор придерживается православного мировоззрения, это никакая не "агитка", а видение. Что-то взамен может быть как видением, так и агиткой - это уж кому что по силам. А может быть даже не агиткой, а просто попыткой пусть не больно, но уколоть. За примерами далеко ходить не надо, любезный sa. Заодно когда Родину пишут с маленькой буквы, также видно, кто её патриот, а кто, может, и не предатель, но просто отвлечённый мечтатель. Для гражданина православного вероисповедания есть Родина. Для начитавшегося всяких агиток - "родина". А что личность святого Афанасия Брестского увековечена в виде храмов, икон, памятника, урбанонима (названия улицы), исторических исследованиях, стихах и т. п. - знаете ли, вас забыли спросить.
Калян
05.08.2018 12:21
ответить ответить с цитатой
sa, как говорится, обоснуйте по поводу Афанасия. зачем делать такие громкие заявления, ничем не подтверждая свои слова?
sa
02.08.2018 12:59
ответить ответить с цитатой
Поверхностная православная агитка, обмарали заодно уважаемого Гладыщука ссылками на его книги. Афанасий - чоткий предатель родины, а его житие еще ждет правдивого изложения. Прискорбно, что такие личности увековечены в виде памятников.
Alex.ayo
01.08.2018 16:29
ответить ответить с цитатой
Хотелось бы, чтоб тему все-таки раскрыли: почему "революция" и как берестейцы к этому действу относились.
Жизнь мыслителя-атеиста, государственного деятеля и педагога оборвал топор палача, тело...
453
События середины XVII века на территории Речи Посполитой, в состав которой входили земли...
989
Акт об объединении православной и католической церквей на территории Речи Посполитой...
1188
Первым официально зарегистрированным в суверенной Республике Беларусь гербом города (в...
1079
usd 2.04 2.07
eur 2.33 2.36
rur 3.02 3.12
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari