26 июн / 2017
26 июн / 2017
БРЕСТ
23°
25°
БРЕСТ
23°
25°
БРЕСТ
23°
25°
Планируется провести реконструкцию освобождения Бреста

24 октября 2016

«Бьется в тесной печурке огонь...», - льется негромкая композиция из старинного репродуктора на сосне, запах дыма, урчание старых военных машин и мотоциклов... 21-22 октября в лесу под Брестом происходило что-то похожее на съемки фильма. Солдаты рабоче-крестьянской Красной Армии грели автомобили, раскладывали костер, устанавливали пушку и тащили полевую кухню... Где-то в другой стороне готовились к бою рядовые и офицеры вермахта.

Военно-исторический клуб «Брестская крепость» организовал двухдневный учебно-тренировочный полевой выход. Он был посвящен освобождению Бреста, а также в целом белорусской наступательной операции «Багратион». У руководства клуба есть задумка в предстоящий День города, 28 июля, организовать в Бресте полномасштабную реконструкцию данного события. Наподобие той, что проводится ВИК «Гарнизон» и всеми заинтересованными на рассвете 22 июня в Брестской крепости. Но только уже на победную тематику.

ВИК «Брестская крепость» уже два года объединяет энтузиастов, интересующихся историей Первой и Второй Мировых войн. Клуб действует на базе продюсерского центра «МНБ капитал групп» и с самого начала ассоциирует себя как «реконструкторы на колесах». В первую очередь благодаря имеющимся уникальным образцам восстановленной военной техники. Вот и на этот раз на полигон «Брестский» вышли уникальные модели, пригодные пройти внушительные расстояния.  Так и хотелось сесть за руль каждой.

Например, артиллерийский тягач Dodge.  Это американский «вездеход» компании Chrysler. Под маркой Dodge и ныне выпускаются легковые авто, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Или американский армейский автомобиль повышенной проходимости времен Второй мировой войны - Willys MB (Виллис). Его «брат» по внешнему виду - советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67 с упрощенным открытым кузовом. Правда, имел только вырезы вместо дверей.

И, конечно же, автомобили и мотоциклы ЗИС - завода имени Сталина с филиалами в разных городах СССР. Состоит на «вооружении» в клубе и ЗИС-5 («трёхтонка») - советский грузовой автомобиль грузоподъемностью 3 тонны. Между прочим, второй по массовости, после ГАЗ-АА (полуторки), грузовик Красной Армии 1930-40-х годов.  А чем не реликвия - 76-ти миллиметровая дивизионная пушка образца 1942 года?! Кстати, до сих пор состоящая на вооружении в некоторых армиях мира. Вся эта техника на ходу, благодаря активистам клуба и директору ЗАО «МНБ капитал групп» Геннадию Павловичу.

- Главное для нас - испытать эмоции, погрузиться в ту историческую эпоху. Хотя бы приблизительно понять, что чувствовали наши отцы, деды и прадеды во время войны, какие испытывали тяготы полевой и окопной жизни, -  рассказывает зампредседателя военно-исторического клуба «Брестская крепость» Дмитрий Можейко. - Все образцы техники очень ценны для нас, и я не могу выделить какую-то одну.

По словам собеседника, учебно-тренировочные полевые выходы необходимы для членов клуба, их четкого взаимодействия. А главное - подготовки и проведения первой в Бресте зрелищной полномасштабной военно-исторической реконструкции Дня освобождения - 28 июля. Такого еще не было. В обязательном порядке задействуют все имеющиеся раритеты и артиллерийские расчеты. Поэтому сейчас, что называется, вживаются в роль - устанавливают палатки в лесу, используют исключительно аутентичное обмундирование, снаряжение и предметы быта военного времени.    

...Около костра солдаты потягивали чай из разнотравья, носили ящики с «патронами», готовились к учебному бою. «Пока не началось», участник клуба из Кобрина Василий Антончик протирал мотоциклы после дождя. Двухколесные «трофеи» военного времени - его большая слабость. Находит где только можно и восстанавливает. Может говорить о мотоциклах бесконечно долго, сравнивать советские образцы с немецкими и теми, что присылали союзники.  

- Начиналось все в конце 90-х, - говорит энтузиаст-мотоциклист. - Найти целую «машину» было трудно. Собирал по крупицам: где-то отыскивал «раму», где-то двигатель, все складывал в гараже. Спустя время, дело дошло до восстановления. До последнего винтика, ставлю запчасти только «родные», современных не использую.  Думаю, по всей Беларуси мотоциклов такого класса наберется не более двух десятков. А с годами становится все меньше.

Самый распространенный из сохранившихся и представленных - советский тяжелый мотоцикл М-72.  Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на многих заводах от Москвы до Киева.  Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 1950-х годов не поступал в свободную продажу. К слову, развивал скорость до 110-ти км/час. На него устанавливали минометы и иное стрелковое оружие.

Поддержать брестских коллег прибыли на полигон реконструкторы из Гомеля, Могилева, Бобруйска, Борисова. В мирной жизни пожарный, Юрий Лупиненко здесь - старшина военно-исторического клубного объединения «Честь мундира» (г. Гомель). Рассказал, что уже бывал в Бресте по приглашению ВИК «Гарнизон».  С такими же энтузиастами ездит на профильные мероприятия в Россию и дальнее зарубежье.  В Гомеле клуб участвует в торжественных мероприятиях на День Победы и реконструкции событий, предшествовавших освобождению города. Гомельчанам «повезло» - им достался пулемет Максим. На практике оружие оказалось непростым в использовании даже для современного человека. А вес в 27,2 кг и вовсе требует атлетической выносливости.

Потом завязался бой. С громкими взрывами, пиротехникой и максимально исторической правдой.  Насколько это возможно сегодня. Наши, как известно победили, освободив свою территорию, а немцы ретировались в направлении Польши. К бойцам Красной Армии присоединилась съемочная группа белорусско-российских киношников, снимавшая фильм в крепости. Для вдохновения! Получился незабываемый день для всех.   

... По дороге домой ретротехника на фоне джипов смотрелась как-то несуразно. А может даже привлекательно.  Говорят, что в ней привлекает не скорость, а  история. И с этим нельзя не согласиться. 

ФОТО: Сергей Мощик
Сергей Мощик

1459
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (100%)
Меня это злит (0%)

Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Научный фонд Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» 21 июня пополнился...
387
0
В мгновенье, когда закончились ночные мероприятия в крепости, в небе появился...
1625
12
Традиционно День памяти начинается реконструкцией последнего мирного дня - 21 июня....
1300
1
За год после деноминации вы стали жить:






Ответить
usd 1.92 1.93
eur 2.14 2.16
rur 3.2 3.26
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari