23 ноя / 2017
23 ноя / 2017
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Колонка молодого мотоциклиста. Первые шаги

08 апреля 2017

1Журналист «Вечерки» рассказывает о своих приключениях в мотошколе. Наблюдения носят исключительно личный характер - инструкцией к действию не применять.



Пролог лирический. С синяками

На велосипеде я научился кататься довольно поздно - лет в восемь-девять, когда другие пацанята во дворе уже вовсю рассекали на двух колесах. Нехитрый «Аист» взял у соседа - и упал с него в первой же поездке. Никто ничего не объяснял, не показывал. Но с тех пор исправно катаюсь и без аварий.

В 16 лет был отцовский скутер на 49 «кубиков». Тогда эти штуки только-только появились и не требовали ни прав, ни документов - катайся не хочу. «Брифинг» перед первой поездкой тоже был предельно коротким: катайся на закрытой площадке здесь и здесь. В первой же поездке я заехал задним колесом в подсохшую лужу и снова упал, не удержав скутер на газу.

С тех пор воды утекло много. На скутер, когда потребовалось, получил первые права. Второй в корочке появилась автомобильная литера «В». Но тяга к двум колесам осталась - хоть убей. Потому я решил записаться в автошколу. Да, сегодня получить категорию «А1» можно и без обучения - достаточно сдать практику (с наличием «В»-категории) в ГАИ, а через два года «А» откроется автоматически. Но я решил действовать по принципу «пусть меня научат». Хотя бы в этот раз.

Урок первый - в пекло

Однако и в этот раз мой предстартовый «брифинг» был коротким. На первое занятие по вождению (а при переобучении с «В» на «А» теории, как таковой, нет) я пришел вместе со старшим коллегой из другой группы. Они ушли «в бой» раньше моей и уже в пятницу сдали экзамен в ГАИ - искренне желаю им удачи. Но в четверг мы пока еще были в одинаковом статусе учеников, хотя и с разным опытом.

1«Водил мотоцикл хоть раз?» - задал мне первый вопрос наш инструктор Юрий. Я честно признался в опыте вождения скутера. Уже тогда я знал о двух своих главных проблемах: работа с коробкой передач и вес мотоцикла. Юрий кивнул и вместо 250-кубового «Минска С4» выкатил его 125-кубового братца - для новичка, мол, в самый раз.

250-кубовые байки автошкола обновила совсем недавно - и они в нормальном состоянии. Насчет 125-кубового я не был бы так уверен. Краткий инструктаж по переключению передач я уже видел на YouTube - готовился как-никак. Но без опыта и на более старой технике нужная «нейтралка» находилась через раз. С балансом и скоростью проблем не было - рефлексы от скутера остались, а на автодроме быстро не погоняешь, да и не надо.

Наблюдения дилетанта

А вот тормоза у «Минска» оставляли желать лучшего. Будучи водителям, я всегда трачу какое-то время на знакомство с техникой, выясняю, где и как она может повести себя. Поэтому круге на шестом я благополучно не успел оттормозиться, вылетел в песок и потерял мотоцикл - где-то такой сценарий уже проходили. Урок первый для начинающих - мотоцикл может убить на любой скорости.

Познакомившись с переключением передач на ходу, я вернулся к своему коллеге, который перед экзаменом оттачивал необходимые элементы. Их не так много: езда по прямой между линий, повороты, «восьмерка» и ускорение. По прямой проехать было несложно: смысла ехать слишком медленно тут нет - держи байк под контролем. А вот «восьмерка» вызвала больше проблем. Юрий не упомянул в начале урока, что проходить ее лучше всего на второй передаче и холостых оборотах - эту тактику мне подсказал коллега. До этого я упорно лез на «восьмерку» на первой передаче и оттормаживался по неопытности передним тормозом. Как итог - либо наезд или выезд за линию, либо нога на асфальте - и то, и другое на экзамене означает «не сдал». Но как только мне подсказали правильный порядок действий, со второго раза элемент получился чисто. Он не так уж и сложен, но требует внимания, концентрации и правильного баланса. Отсюда урок второй - всегда слушайте более опытных коллег.

Когда мой товарищ по уроку решил, что с него достаточно практики, я попросил у Юрия пересесть на 250-кубовый байк. Его «младший брат» к тому моменту окончательно выдохся и глох даже на нейтрали, что нисколько не помогало мне в обучении. Более мощный «С4» оказался и более продвинутым: я имел перед глазами счетчик оборотов двигателя и номер текущей передачи. А самое главное - коробка этих самых передач была покладистой и даже новичку прощала проскоки ногой. Да и гидравлические тормоза были под стать - с ними как-то увереннее, хотя легко и перестараться. Урок третий - техника, на которой вы учитесь, имеет огромное значение.

С в два раза большей мощностью я освоился быстро на простых кругах и поворотах автодрома. После чего попробовал себя на экзаменационных элементах. Вышло неплохо - для первого раза. «Восьмерка» чисто проезжалась четыре раза из семи. Но всё же и этому «Минску» досталось: на одной из петель на элемент забежали ребята, сдававшие рядом на «В», и я по неопытному «воткнул» передний тормоз (скутерная привычка, черт побери), после чего мотоцикл спокойно «прилёг» к ногам. Вот и урок четвертый - для мотоциклиста опасны даже пешеходы. Кстати, подтверждение тому - в номере «Вечёрки» за среду, где мы к открытию мотосезона вместе со следователями разбирали подобные ситуации.

А вообще первое вождение стоит признать удачным. Я думаю, мало кто и за рулём мотоцикла, и за рулём машины с первого раза чувствовал себя уверенно. На дороге, как нигде, нужен опыт, накат и полное взаимопонимание с техникой. Первый шаг к этому сделан.

Мотоциклы нужно уважать

И еще несколько мыслей вдогонку. Сев на 250-кубовый «Минск», я впервые за долгое время водительской жизни почувствовал страх. Это не боязнь упасть, разбиться или что-то в этом духе. Нет, это скорее инстинкт самосохранения, для которого и второй передачи на 40 км/ч при рокочущем выхлопе вполне достаточно. А еще это уважение к мотоциклу. Почему? Смотри урок первый. В отличие от машины, эта техника ошибок не прощает. И потому до неё сначала нужно дорасти. Статистика гибели молодых мотоциклистов соврать не даст.

Я также не совсем понимаю, почему в комплекс элементов на экзамене не входит эстакада. «Горку» недолюбливают и проклинают даже водители с категорией «В» - наравне с параллельной парковкой, наверное. Но поверьте: стартануть в горку на мотоцикле ничуть не легче, вероятность заглохнуть для новичка абсолютно такая же, как и на автомобиле. Но если на машине можно «перегазовать» и спокойно поехать, то на более-менее мощном байке такая тактика приведёт к тому, что мотоцикл встанет на дыбы и вырвется из рук. Я дважды попробовал заехать на эстакаду с остановкой. Тронуться удалось лишь со второй и третьей попытки. Хотя, возможно, это всего лишь вопрос опыта. Обязательно попробую еще.

Продолжение следует...

Дмитрий Шиферштейн

1039
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий собрал на площади...
711
0
Как известно, автомобиль в наше время – это давно не роскошь, а средство внести в...
1093
0
В минувшую пятницу, 10 ноября, в средней школе деревни Черни Брестского района появилась...
978
0
В случае принятия поправок в законодательство уплату «дорожной пошлины» отвяжут от...
1464
0
На АЗС какой сети вы предпочитаете заправляться, исходя из качества топлива?










Ответить
usd 2 2.01
eur 2.36 2.38
rur 3.39 3.44
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari