20 ноя / 2017
20 ноя / 2017
БРЕСТ
-1°
БРЕСТ
-1°
БРЕСТ
-1°
Шоссе на обочине. Почему трасса Р98 остается практически невостребованной?

14 октября 2017

На новой дороге вокруг пущи до сих пор не появилось ни одного объекта придорожного сервиса. И только грибники ездят…

 

Новости Бреста

Шесть лет назад на карте Беларуси появилась новая автомобильная дорога – с идеально ровным покрытием, отличной дорожной разметкой и симпатичными «звериными» автостоянками. Автотрасса Р98 вокруг НП «Беловежская пуща» протяженностью почти 200 км была построена за рекордные полтора года. В строительство обхода государство, рассчитывая на будущие дивиденды, инвестировало порядка 490 млрд рублей «старыми» (помните доллар по 3 тысячи?). Предполагалось, что по новой дороге массово поедут туристы, в том числе иностранные. Инициаторы идеи делали акцент, во-первых, на пущу – самый посещаемый в Беларуси туристический объект. Во-вторых, на пункт пропуска «Песчатка», от которого и берет начало трасса Р98 и который вскорости должен был получить (и получил в 2015 г.) статус международного, что автоматически означало увеличение транспортного потока. Однако и спустя шесть лет новая трасса остается практически невостребованной. На отдельных ее участках за час можно встретить от силы десяток автомобилей.

Новости Бреста

Не для кого строить?

На Р98 в границах Брестской области нет АЗС, за исключением пункта пропуска «Песчатка». Чтобы пополнить топливный бак, надо свернуть с трассы и проехать до ближайшей заправки 5-10 км. На протяжении всех «наших» 160 км можно встретить лишь два объекта, полностью соответствующих понятию придорожного сервиса. Это база отдыха «Без проблем» на той же Песчатке (построена раньше дороги) и кафе «Таверна» в д. Лысково Пружанского района. Лысково едва ли не единственный населенный пункт на территории Брестчины, который новая трасса не обошла стороной, так что хоть какой-то приток гостей «Таверне» гарантирован. Больше водителям, выбравшим этот маршрут, рассчитывать не на что.

Между тем практически одновременно с началом строительства дороги по периметру пущи Брестский и Гродненский облисполкомы сформировали инвестиционные предложения для создания туристической инфраструктуры и объектов придорожного сервиса. Потенциальным инвесторам только на территории Пружанского и Каменецкого районов были предложены более десяти земельных участков для строительства кафе, кемпингов, автостоянок и прочего. Однако инвесторы так и не проявили к ним интереса или очень быстро этот интерес потеряли. 

Заместитель председателя Каменецкого райисполкома Александр Михальчик приводит примеры. Земельный участок возле д. Голый Борок под строительство гостиничного комплекса намеревалось приобрести серьезное госучреждение с пропиской в Минске, но отказалось от него еще на стадии подготовки документов, сославшись на грянувший кризис. 

Еще один многообещающий участок у деревни Дмитровичи, через которую сегодня идет весь транспорт на пущу, даже был продан с аукциона некоей брестской фирме. Однако к освоению его инвестор так и не приступил, и после истечения сроков земля у него была изъята. Последующие попытки «пристроить» участок до сих пор успехом не увенчались.


Интенсивность движения

на трассе Р98 составляет 267-839 автомобилей в сутки в зависимости от участка дороги. Для сравнения: в каменецком направлении по дороге Р83 (Брест – Беловежская пуща) в сутки проходит 3,5-5 тыс. автомобилей.


«К сожалению, сегодня инвесторам не интересны наши предложения, – поясняет начальник отдела экономики Пружанского райисполкома Ирина Лихтарович. – Трасса обхода не востребована. По ней почти не идет транспорт. Инвестор не станет строить кафе или гостиницу на пустынной дороге. У нас есть просто роскошная гостиница в деревне Мокрое, на достаточно оживленном направлении, и то она не загружена».

Белорусы демонстрируют прагматизм

По информации из РУП «Бреставтодор», интенсивность движения на трассе Р98 составляет 267-839 автомобилей в сутки в зависимости от участка дороги. Максимум приходится на участки возле Каменца и Пружан. Для сравнения: в каменецком направлении по дороге Р83 (Брест – Беловежская пуща) в сутки проходит 3,5-5 тыс. автомобилей. 

Почему отечественные и иностранные автомобилисты игнорируют новую дорогу? Если не брать в расчет полное отсутствие на ней объектов придорожного сервиса (а то замкнутый круг какой-то получится), можно выделить несколько причин. Первая и, наверное, главная: дорога никуда не ведет. Изначально предполагалось, что с трассы Р98 будет обустроено несколько дополнительных съездов в Беловежскую пущу, чтобы туристы могли познакомиться с ней более близко. Пока этого не произошло, и массовый турист по-прежнему едет в Каменюки, откуда начинается большинство экскурсионных маршрутов. 

Другая причина: Р98 обходит стороной почти все населенные пункты, в том числе те, где любознательному туристу есть что посмотреть, но соответствующих указателей на обходе вы почти не встретите. 

Наконец, новая дорога указана далеко не на всех навигационных картах: приезжие о ней просто не знают. Белорусы же предпочитают старые, проверенные направления из чисто прагматичных соображений: дорога из пункта А в пункт Б по ним короче. Трасса 98 хоть и весьма живописна, но изобилует такими замысловатыми поворотами и виражами, что, к примеру, путь по ней из Бреста до Гродно увеличивается на 20 км по сравнению с тем, который ведет через Пружаны.

В грибные места

Тем не менее по Р98 регулярно ходит рейсовый пассажирский автобус. Он отправляется ежедневно в 8.30 и в 14.20 от Брестского автовокзала в Гродно через Каменец – Дмитровичи и дальше – по объездной дороге. Автобус малой вместимости, курсирующий между областными центрами с утра, в сентябре был загружен на 56,6 %. На дневном рейсе, где задействован большой комфортабельный бус, загрузка составила 40 %. Спасает учащаяся молодежь: для студентов вузов и ссузов на этот рейс предусмотрена 30-процентная скидка на билеты. У жителей деревень, мимо которых проходит новая трасса, автобус тоже востребован, хотя брать билеты им приходится «до поворота». Так остановки по пути следования и называются: поворот на Мельники, на Щерчово, на Щербы, Шерешево… 

А в минувшие выходные новая дорога вдруг оказалась остро востребована… грибниками. Подруга, которая иногда ездит этим рейсом, чтобы добраться до родной деревни Сокольники в Свислочском районе, говорит, что среди других пассажиров их вычисляешь безошибочно. Мало того, что экипированы соответствующе, так еще и высадить их просят возле приглянувшегося леса. И водители, как правило, идут навстречу. Однако, смею предположить, грибники это немного не та публика, ради которой строился обход. 

Нет, не спорю: новая дорога – это хорошо. Она дала работу нашим дорожникам, и, надо полагать, они принесли в свои семьи хорошие зарплаты. В деревнях, мимо которых проходит трасса Р98, люди активнее стали скупать пустующие дома и развивать агротуризм. И вообще приятно, что такая хорошая дорога имеется, даже если и ездить по ней приходится раз в год. 

Но дорога не работает. То, ради чего ее строили, пока так и остается в прожектах. Хотя… чем черт не шутит. Со временем ситуация может и измениться. В качестве примера знающие люди приводят дорогу Р85 Высокое-Слоним, которая тоже долгое время была невостребованной. Но стоило на трассе М1/Е30 появиться платным участкам, как основной поток грузового транспорта пошел на Минск в обход – по Р85. И интенсивность движения там сейчас на порядок выше, чем еще пять лет назад. Возможно, когда-нибудь и трасса Р98 покажется водителям интересной…

Елена Трибулева

2324
0
Меня это радует (4%)
Мне все равно (8%)
Мне это интересно (52%)
Меня это злит (36%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
В минувшую субботу на улице Поплавского начали снос домов, которые оказались на площадке...
2678
11
Больше 180 тысяч квадратных метров жилья было построено в Бресте с 1 января по 30...
923
0
Сейчас она заканчивается тупиком в районе завода «Газоаппарат» Улицу в...
2868
6
11 ноября на спуске в сторону бывшей мебельной фабрики в Бресте трудились работники и...
2569
0
Готовы ли вы жертвовать средства на подготовку к 1000-летию Бреста?






Ответить
usd 2 2.01
eur 2.36 2.37
rur 3.33 3.39
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari