24 окт / 2017
24 окт / 2017
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Руслана СОКОЛОВА: «Ремесло искренне всегда»

25 июня 2017

Артистка Брестского театра кукол стала обладательницей награды «За вклад в развитие культуры Беларуси»

 

Новости Бреста

Новости Бреста

Руслана Соколова родилась в творческой семье. В пору ее детства папа служил режиссером в Брестском драматическом театре, мама режиссировала программы областной студии телевидения. Отец часто брал маленькую Руслану на репетиции, у нее даже было свое «место» – высоко на балконе старого театра. Однажды на генеральном прогоне она стала бунтовать – «скучно». Ответная реакция была чрезвычайно бурной – папа очень серьезно относился к театру. Кругом общения родителей была творческая интеллигенция: заслуженный артист БССР Константин Перепелица, Григорий Бакиевич, Нина Дойбан. 

– Мама водила нас в театр на каждый спектакль, всю классическую литературу мы с братом должны были знать наизусть. Помню, как родители читали «Мастера и Маргариту» в «Новом мире», роман был обязательным к прочтению – в то время существовал престиж образования, в среде творческих людей нужно было знать все новинки литературы. Когда у меня родилась дочь, я ей не читала книжки, а рассказывала наизусть и сказки, и стихи. 

Случай сделал ее судьбу. Руслана окончила школу в 1984-м; в тот год в Минске открыли первую линию метро – факты, которые в ее жизни судьбоносно пересеклись. Мама подготовила дочь к поступлению в Минский театрально-художественный институт (сегодня БГАИ. – Авт.), но накануне экзамена захотелось покататься в блестящем новизной метрополитене. И на эскалаторе Руслана подвернула ногу так неудачно, что врачи констатировали перелом. Когда абитуриентка пришла на первый тур с костылями и в гипсе, экзаменаторы удивились – в таком необычном виде претенденты на самую престижную профессию в СССР не заявлялись. «Давайте на следующий год», – был вердикт. 

Гипс сняли глубокой осенью. Тогда же в местной газете появилось объявление о наборе артистов в молодой кукольный театр. «На один годик», – осторожно подошла к предложению мама. Руслана пошла на прослушивание, и ее взяли. Через год можно было сделать вторую попытку в столичный вуз, но Руслана уже не хотела – в мае 1985 года она получила свою первую награду: на Республиканском фестивале театров кукол в Гродно – приз за лучшую женскую роль в спектакле «Золотой цыпленок». 

– Меня очаровала атмосфера театра кукол, открытые люди: Иван Прокопьевич Герасевич, Лидия Вовченко, Тамара Тевосян, тогда еще работал Владимир Зайцев. Я увидела что-то волшебное в профессии: оживить неживое. Это удивительное ощущение, когда кукла начинает жить, у нее появляется свой образ, свой характер, и ты, как волшебник, делаешь маленькое чудо. И есть люди, перед которыми ты за это чудо отвечаешь. Дети очень чувствительны. Если чуда не случилось, больше они в театр не придут. 

Высшее образование она решила получить по другой специальности, стала искусствоведом. Артист – исполнитель, а ей этого было мало. Она ждала, что в новой профессии ей откроются тайны создания спектакля, было важно понять, как работают режиссер, художник, звукооператор – из каких «пазлов» складывается талантливое произведение, которое зритель чувствует сердцем, не понимая в деталях, в чем отличие бесталанной работы и шедевра. Шесть университетских лет без отрыва от театра пришлись на 90-е годы, когда новое мышление захватило не только студентов, но и преподавателей с сединами. Всем хотелось привнести в искусство что-то свежее, экспериментальное. 

– Чтобы сделать роль в театре кукол и передать мысль, образ неживому предмету, надо владеть азами режиссуры, актерского мастерства, иметь знания по изобразительному искусству. Важно видеть куклу взглядом художника – понимать, как она будет смотреться из зала. Плюс ремесло. Фантазия – это замечательно, одаренность тоже прекрасно, но ты не сможешь постоянно выдавать эмоцию за искренность, а ремесло искренне всегда. 

Без хорошего режиссера актер может никогда не узнать, на что он способен. В жизни Русланы Соколовой каждый режиссер, с которым доводилось работать, обозначал ступень для преодоления. С Викторией Козловой она впервые освоила планшетную куклу и сыграла в спектакле для взрослых на сцене БТК. Потом в театр пригласили Сергея Юркевича, который поставил экспериментальный спектакль «Гары-вада» – в мистической манере, в новой эстетике с ростовыми куклами. Роль Огневицы была признана такой успешной, что стала знаковой в личной судьбе Русланы.

В конце девяностых в театр приехал молодой экспериментатор Дмитрий Нуянзин, влюбленный в американский мюзикл. В БТК Дмитрий повышал уровень ремесла муштрой. В мюзикле «Али-Баба и 40 разбойников» исполнялся танец минуты на 2-3. Нуянзин заставлял артистов в течение целого дня оттачивать движения, пока не добился нужного эффекта. Он строго следил, чтобы артисты были в форме: перед спектаклем разогревались, делали речевую гимнастику.

– Школой мастерства для меня стала работа с режиссером Русланом Кудашовым. Тогдашний директор, а сегодня – художественный руководитель театра Михаил Александрович Шавель понимал, что мы уже та труппа, которая может создавать искусство. Когда мы работали с Русланом над «Луной Сальери», режиссер во время репетиции заставлял артиста быть наполненным: чтобы через пластику куклы передать образ, мы вчитывались в исторический план пьесы, слушали очень много музыки. Это была долговременная работа, которая даже с учетом природных способностей, предполагала огромный труд. Кудашов – это была такая прекрасная планета, что именно в работе с ним я остро поняла: когда абитуриенткой упала на эскалаторе, судьба оказалась на моей стороне. 

Михаил Шавель открыл Руслана Кудашова. Молодой режиссер только закончил театральный вуз в Питере, как ему поступило предложение из Бреста: показать спектакль «Потудань», созданный им с однокурсниками, на фестивале «Белая Вежа». Постановка произвела фурор на международной площадке и открыла многие двери Руслану в мире театрального искусства. Потом Кудашов стал обладателем «Золотой Маски», его пригласили на должность главного режиссера Большого театра кукол в Санкт-Петербурге. Сегодня Руслан Кудашов – востребованный режиссер во всем мире, но Михаилу Шавелю, как «крестному отцу», удалось трижды привлечь знаменитость в Брестский театр кукол и сделать с нашей труппой звездные спектакли: «Холстомер», «Луну Сальери» и самый свежий, по повести Андрея Платонова, «Фро».

– Шавель – это такой большой волшебник, который из маленького росточка любит выращивать что-то особенное, прекрасное. Именно он когда-то организовал в нашем городе премию «Берасцейская зорка». Его идеей было объединить искусство драмы и искусство театра кукол в единый фестиваль «Белая Вежа». Для него важна перспектива: закончили один творческий период, что дальше? Сейчас к нам пришла новый директор Тамара Ивановна Павлюкович. Видно, как она старается привнести что-то новое, продолжить традиции театра.

С постановкой «Луна Сальери» Брестский театр кукол – единственный из Беларуси – выступал на Всемирном фестивале театров кукол во французском городе Шарлевиль-Мезьер. Руслана Соколова с «Луной» объездила весь мир: Польша, Германия, Хорватия, Сербия, Иран. Как принимали в Тегеране! Когда закончился спектакль, зал встал и бесконечно бисировал; 5 раз подряд вызывали на поклон. В зале была фестивальная публика, многим хотелось посмотреть, как все устроено – куклы в «Луне» играют молча, но добиваются слезы… Руслана показала свою куклу Изору – музу Моцарта и Сальери, которая носила с собой «яд» в бутылочке. И вдруг из «наглухо закупоренного» сосуда просочилась жидкость. Руслана была в белых брюках, на которых проступили размытые красные пятна. Все замерли от неожиданности. Есть у кукольников такое правило: никогда не показывать зрителю, как устроена кукла. Вот и случилось: нарушение закона обернулось странной неприятностью.

– Оживление куклы – это тонкий мир. Для маленького зрителя все играет роль: звук, механика, свет. Важно, что сейчас строится новое здание театра, где все будет работать на «волшебство». Мы часто бегаем туда – посмотреть, как идет строительство: не терпится играть на новой сцене. Театр кукол – это же чудо. А «чудо должно быть тщательно подготовленным», как говорил Андерсен словами своих героев.

 

Фото Оксаны КОЗЛЯКОВСКОЙ

Татьяна Шеламова

1441
0
Меня это радует (50%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (50%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Двухдневный фестиваль театрального искусства, приуроченный к 155-летию Белорусской...
637
0
По правде сказать, «Фрекен Жюли» была запрещена всего 16 лет. Август Стриндберг...
753
2
15 октября на малой сцене Брестского академического театра драмы состоится премьера...
519
0
В БТК показали спектакль по поэме Якуба Коласа «Новая Земля» - первую работу...
1651
1
В этом году вы:








Ответить
usd 1.95 1.96
eur 2.29 2.31
rur 3.37 3.42
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari