18 ноя / 2017
18 ноя / 2017
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
«Белая Вежа-2017»: «Скрипка Ротшильда». Рецензия на спектакль, названный лучшим по итогам фестиваля

17 сентября 2017

Новости Бреста

Источник фото - официальный сайт Московского ТЮЗа

Новости Бреста

Фестивальный Брест может гордиться своей публикой. Она так активно заинтересовалась сложным, обещающим включение мозгов, спектаклем «Скрипка Ротшильда» (назван лучшим по итогам фестиваля), что заполнила весь зал не только в партере, но и на балконе. Конечно, этому способствовали и широко известные имена постановщика Камы Гинкаса, народных артистов РФ Валерия Баринова и Игоря Ясуловича. А также – лауреатство премии «Золотая маска» за лучший спектакль большой формы.

Новости Бреста

Источник фото - официальный сайт Московского ТЮЗа

Новости Бреста

Материал, воплощенный в образы, точнехонько по рассказу Антона Чехова, раскрывался постранично. В первую очередь сцену открыл умиротворящий запах натуральной древесины, из которой сделаны добротной работы декорации в виде разнокалиберных гробов и столярного верстака. Ничего страшного – зрители знали, куда шли: ведь главный персонаж Яков по прозвищу Бронза занимается ремеслом гробовщика.

С первых сцен действия установился четкий повествовательный ритм, в котором каждый из четырех участвующих артистов одновременно и читал чеховский текст, и играл своего героя. Конечно, и то, и другое было виртуозным. Главный герой у Баринова получился воплощением образа пресловутого русского духа, когда он не отесан и не окультурен толковым воспитанием. Он в прямом и переносном смысле мечется по сцене в порывах широкой мятежной души, чья сила не находит верного выхода. Так что заняты могучие мозги мелкой прозой жизни, на которую вывела привычка плыть по течению. Человек даже не понимает, что его на самом деле бесит. Ему кажется, что – убытки, несомые им от недостаточности заказов и вынужденных простоев в работе. В комичном запоминающемся эпизоде Яков гневно подсчитывает на счетах праздники, в которые обычай не позволяет ему трудиться.

Но на самом-то деле, как раскрывает дальнейшее повествование, гнетут мятежную душу неиспользованные возможности другого образа жизни. Можно же было задействовать порядочную местную реку: разводить на продажу рыбу, сплавлять баржи. Плавать от усадьбы к усадьбе и зарабатывать игрой на скрипке! А то и гусей разводить для поставок в Москву... Можно было и к жене Марфе по-другому относиться – с лаской, по-человечески...

Собственно, смерть угнетенной и забитой Марфы и стала переломным моментом повествования. Якова словно выдернули из привычного хода вещей. И в этой открывшейся пустоте героя настигло прозрение. А вместе с ним – горькое отчаяние от того, что уже ничего нельзя изменить. Поздно! Жизнь прошла даром! Бронза не прожил, а убил отпущенное ему время. Вот и оправдались символически расставленные по сцене гробы.

Этот сильный, задевающий каждого человека за живое смысл постановки донесен до зрительского ума мастерски. Честь и хвала отважному Каме Гинкасу, что в наше падкое на развлечения время он дерзает углубляться в такие содержательные мотивы.

Честно, до обнажения донышка души сыграл свою роль Валерий Баринов. В спектакле этот завсегдатай кинофильмов раскрылся совсем по-новому. Им явлен целый каскад оттенков переживаний несостоявшегося сильного человека. И достоверная ярость, и богатырская удаль, и минутная робость, и запоздалое раскаяние исходили откровением не только из пластики и мимики, но и из не умеющих лгать выражений глаз. Страшно трогателен в исполнении натурально постаревшего Игоря Ясуловича образ старого еврея Ротшильда. Ярко оттеняет кряжистую фигуру Якова исполнившая его жену тщедушная фигурой Арина Нестерова. Циничный фельдшер Антона Коршунова – тоже художественно крепкий образ.

Пятым персонажем спектакля является публика. Именно к конкретным людям зала постоянно обращает свои монологи Валерий Баринов, всматривается в глаза, как бы дотрагивается жестами. Смотрите, это наша общая боль! Мы все – каждый в той или иной степени, в тот или иной отрезок времени – бываем гробовщиками своей жизни!

После окончания действа публика долго кричала «Браво!». Валерий Баринов на поклоне не улыбался – его еще не покинул пережитый стресс роли. А оставившие зал зрители уже в фойе успели скинуть грусть полученных переживаний. Так бывает всегда, когда произведение  искусства больше затрагивает ум, чем душу.

Да, постановка Гинкаса при всех ее достоинствах откровенно назидательна и декларативна. Ее идущие в лоб глубинные смыслы не прикрыты изысканными покровами творческих озарений, от того не столь глубоко и проникают в душу. Мне так показалось.

Но несомненно то, что по приходе со спектакля все мужчины станут ласковее и внимательнее обращаться со своими женщинами, а все жены будут бережнее относиться к сложным переживаниям скупого на тонкие проявления мужского мира. И все у нас пойдет хоть чуточку умнее и осмысленнее. Другое дело – надолго ли?

 

Тамара ГЛУЩЕНКО



Кама Гинкас:

«Я трусливо ставил “Чайку” в Корее и Финляндии»

Новости Бреста

– Премьера спектакля «Скрипка Ротшильда» состоялась в 2004 году. Многое изменилось с тех пор, жизнь в наших странах серьезно поменялась. Годы повлияли на вашу «Скрипку»?

– Если делаешь пьесу о взаимоотношениях с прежним губернатором или сегодняшним, то, когда губернатора меняют, спектакль умирает. Если ты ставишь спектакль по классике и делаешь шекспировского «Ричарда» похожим на президента, происходит то же. Но если пьеса действительно классическая, она касается того, что не меняется. Человек очень мало изменился с тех пор, как встал с четырех лап на две ноги. Очень мало. Он переоделся, лучше стал говорить, научился лучше обманывать – появилось много цивилизационных качеств. Но в глубинном  смысле все осталось прежним – он хочет жить, не хочет умирать, хочет любить и быть любимым… Если ты затрагиваешь суть, нет ничего, что может измениться под влиянием времени. В нашей пьесе жил гробовщик 100 лет назад в деревне. Он был недоволен мироустройством, ему не нравилось, что люди не умирают, это влияло на его бизнес. Мы играем этот спектакль по всему миру, в разных окраинах бывшего Советского Союза, и людей он волнует. Потому что только очень тупой и жирный человек доволен своей жизнью.

– Как Вы относитесь к постановкам классики в «новой театральной форме»?

– Про «новые формы» говорит Треплев в чеховской «Чайке»: «Нужны новые формы, если нет новых форм, ничего не нужно». Еще Чехов - устами Треплева, который не был ни дураком, ни бездарным. Вам кажется, что Антон Павлович Чехов писал свои пьесы в «старое время»? Сравните его «Вишневый сад» с произведениями Островского или Сухово-Кобылина. И вы поймете, что это авангардные произведения. По сегодняшний день мы не можем разгадать структуру и способ построения произведений Чехова. Может, вы знаете, как ставить «Вишневый сад»? Я не знаю. Поэтому я ставлю рассказ, не решаясь ставить настолько авангардные вещи, как «Вишневый сад» или «Три сестры». Я ставил дважды «Чайку», но трусливо - в Корее и Финляндии. С надеждой, что здесь не увидят. Здесь не посмел ставить ни одну из пьес Чехова. Смотрю, как другие это смело делают. Чаще такие постановки вызывают недоумение.

– Значит, ни одна Ваша «Чайка» Вам не понравилась?

– А мне никакой мой спектакль не нравится. Вы будете смотреть «Скрипку Ротшильда», он мне не нравится.

– А какие у Вас претензии к этой работе?

–  Ну, прежде всего, я не могу догнать талант Игоря Николаевича Ясуловича, например. Я отстаю, и меня это очень огорчает.


Народный артист России Валерий Баринов:

Новости Бреста

– В Брест я приезжал 50 с лишним лет назад, в 63-м году. Тогда был на гастролях с Орловским театром в городах Луцк и Ровно. Мне было восемнадцать лет, влюблился в девушку из Луцка. Так что встреча с Брестом – это для меня встреча с юностью. 

Директором театра у нас был Николай Степанович Белоусов, заслуженный артист. Но кроме того, он был защитником Брестской крепости. И к нам в Луцк приехала тогда делегация из Бреста: попросили, чтобы мы сыграли спектакль по модной тогда пьесе Джакометти «Семья преступника». Я работал рабочим сцены и выходил в массовке одетый монахом. Роль была без слов. Мы приехали в Брест, окунулись в романтику Брестской крепости. Помню, как мы посещали крепость, в памяти остались обгоревшие стены, где-то там висел портрет нашего директора, уцелевшего защитника крепости. Мы гордились, что знаем Белоусова.

Сегодня я прошел от гостиницы до рынка. У меня такая привычка: в какой бы город  ни приехал, хожу на рынок, чтобы понять здешних людей. Видно было, что меня узнавали. Но народ здесь очень деликатный, никто не обратится к артисту на улице. А в Нью-Йорке я иду по Брайтон-Бич, слышу: «Вот идиот, бороду отрастил, думал, что его никто здесь не узнает. Давай иди-ка сюда…»


Народный артист России Игорь Ясулович:

Новости Бреста

– Моя жизнь тесно связана с Беларусью. Мама родилась в Витебске, и бабушка из Беларуси. Бабушка перебралась в Оршу, и я приезжал к ней погостить. Днепр переплывал туда и обратно.  

Окончив институт, я приехал на гастроли в Минск. И здесь меня пригласили на «Беларусьфильм» – режиссер Виктор Туров, который только-только окончил институт кинематографии, снимал картину «Через кладбище». Это было начало нового взгляда на войну, на военное время, на то, что происходило с людьми в те годы. Мы снимали в Новогрудке, и я благодарен судьбе, что прикоснулся к этой работе.

 

Спрашивала Татьяна ШЕЛАМОВА


1359
0
Меня это радует (20%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (80%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
П'есу Аляксея Шэіна паставяць у ДК Прафсаюзаў. У цэнтры ўвагі - жыццёвая драма...
584
0
Антрепризы – не мой конек. Как правило, это уровень сериала в стиле «убить время...
3297
6
25 октября в Брестском академическом театре драмы открываются гастроли Национального...
1571
0
Двухдневный фестиваль театрального искусства, приуроченный к 155-летию Белорусской...
1586
0
Готовы ли вы жертвовать средства на подготовку к 1000-летию Бреста?






Ответить
usd 2 2.01
eur 2.36 2.37
rur 3.33 3.39
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari