15 авг / 2018
15 авг / 2018
БРЕСТ
25°
27°
БРЕСТ
25°
27°
БРЕСТ
25°
27°
«Цифра» двигает искусство. Репортаж из аппаратной крупнейшего кинотеатра области

20 июня 2018

Как создается кино, в том числе в Бресте, мы совсем недавно рассказывали. Не так редко в наш город наведываются съемочные группы. А вот как кино приходит в кинотеатры - вопрос, казалось бы, прозаичный, но не менее любопытный. Чтобы получить на него ответ, достаточно попасть в кинотеатр с «черного» хода, куда корреспондента «Вечерки» провел главный инженер КУП «Брестоблкиновидеопрокат» Виктор Попков. Мы - в «Беларуси» на Советской.

Новости Бреста

- Как раз получил посылку, - показывает Виктор небольшой пакет, доставленный курьером. - В четверг стартует новый фильм «Суперсемейка», и мы получили диск с ним. Но посмотреть его раньше четверга не сможет никто.

Раньше фильмы в кинотеатр доставлялись на массивных пленочных бобинах. Вес одной мог достигать 50 килограммов. Для того, чтобы переместить бобины из большого зала в малый, использовали специальный лифт. Установки, способные «крутить» пленку, и сейчас стоят в операторских кинотеатров «Беларусь» и «Мир». Помню, когда первым в городе оцифровывался «Мир», директор Тамара Кожушко говорила, что отказываться от аналоговой установки не намерена - мало ли что? Но с 2012 года все фильмы в городе демонстрируются исключительно в «цифре», три года назад здание киноархива, где хранились кинопленки, было передано городу. Кино в аналоговом формате осталось в прошлом.

Переход на «цифру» связан в первую очередь с экономическими соображениями - транспортировать тяжелые бобины, скажем, из Москвы в Брест, да еще так, чтобы не опоздать к началу проката, было непросто. Плюс извечный вопрос пиратских копий - снять качественную копию с пленки гораздо проще, чем в нынешних условиях.

- Фильмы доставляются в кинотеатры разными способами, - объясняет Виктор Попков. - Этот пришел на жестком диске, который мы должны вернуть. Его вес всего 350 граммов, но объем памяти, который занимает фильм, - 160-200 гигабайт. В последнее время все чаще мы получаем копии с помощью спутниковой или интернет-связи. Условия здесь диктуют не кинотеатры, а дистрибьюторы. Вообще, мы поставлены в довольно жесткие рамки - правообладатели могут даже диктовать минимальное количество сеансов в день и время показа фильма. Если дистрибьютор недоволен сборами, то в следующий раз он может отказать кинотеатру в прокате. У нас такого не было - все же Брест город немаленький, а в некоторых провинциальных кинотеатрах случалось.

Примерно за сутки до премьеры каждый кинозал в мире получает от дистрибьютора уникальный цифровой ключ. Он «раскодирует» фильм, но в строго определенную дату и час - день выхода фильма в прокат. Для каждого зала свой ключ - показать фильм, скажем, в малом зале, введя ключ «Большого», не получится. Бывает, в кинотеатре ломается оборудование, и после ремонта требуется новый ключ.

- Получается, у дистрибьюторов есть информация о каждом кинотеатре мира? - любопытствую.

- Выходит, так.

Новости Бреста

Новинки начинают демонстрироваться в кинотеатрах с четверга. В этот день у оператора кинозалов работы больше, чем обычно. Просмотреть новинку можно начиная с шести-восьми утра. Работник кинотеатра отсматривает картину, выстраивает ее по звуку и составляет так называемый плейлист - то, в какой очередности будут показываться фильмы на ближайшую неделю. Дальше все работает в автоматическом режиме при минимальном контроле специалиста.

Когда права на прокат фильма заканчиваются, доступ к файлу блокируется, а спустя некоторое время он удаляется с серверов.

- Права на прокат фильма обычно приобретаются на две недели. Дальше, если фильм «выстрелил», кинотеатр может продлевать прокат на количество дней, кратное семи. Например, российский фильм «Движение вверх» демонстрировался шесть недель, и интерес к нему не угасал.

А вот посмотреть полюбившийся фильм спустя какое-то время после проката в кинотеатре вряд ли получится. Для этого надо заново заключать договор с правообладателями, получать новые копии и ключи. Делать это нецелесообразно.

До 2020 года перейти на цифровой кинопоказ в Брестской области планируют все кинотеатры. Сегодня фильмы в цифровом формате демонстрируются в Бресте, Пинске, Барановичах, Березе, Столине, Кобрине, Лунинце. В мае показали первый фильм в «цифре» в Пружанах - это была дебютная режиссерская работа Константина Хабенского «Собибор». Оставшиеся районные кинотеатры показывают громкие фильмы с сильным опозданием, когда «Брестоблкиновидеопрокат» приобретает фильмы на дисках с правом публичного показа. Но это происходит после официального релиза фильма на DVD.

Бобинные аппараты для демонстрации фильмов все еще направляют свои потемневшие «очи» в сторону большого экрана. Но работает только один - тот, который показывает «цифру». Картинка на большой экран направляется с помощью мощной лампы, которой хватает примерно на 400 сеансов. Каждые три месяца лампу надо менять - вырабатывает свой ресурс. На компьютере выводится информация о том, какой фильм сейчас демонстрируется и какой будет следующим. Внести изменения, остановить просмотр просто так не получится - плейлистом заведует человек, который знает пароль к системе.

Фото Андрея Рыбачука


1020
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (22.2%)
Мне это интересно (77.8%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Зеленоватый по дизайну и огненно-багровый по тематике канал НТВ продемонстрировал новый...
726
А вы бы согласились принять участие в «Судной ночи»? Кадр из фильма «Судная...
883
Вероятно, для некоторых деятелей телевидения идеальный зритель таков, каким описывал...
992
Обидно, когда ВВП огромной страны меньше, чем, скажем, такой же показатель в штате...
1017
usd 2.04 2.06
eur 2.31 2.34
rur 3.04 3.11
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari